Чтобы оценить общественный вес незнакомого человека, необходимо как минимум увидеть его послужной список и разузнать наиболее существенные подробности биографии. Чтобы иметь представление, насколько популярна газета, которую впервые взял в руки, достаточно заглянуть в выходные данные, где обязательно есть цифра количества отпечатанных за раз экземпляров…
Впрочем, тираж, как и всё в нашем мире, понятие относительное. Тот, что является нормой для газеты центральной или областной, для районной недосягаем даже теоретически.
С 1970 года и затем без малого четверть века я отработал в сорокинской газете «Знамя труда», для краткости именуемой местными «Знамёнкой». Подписной тираж – около трёх тысяч экземпляров, в розницу газета, понятное дело, не распространялась. Казалось бы, мизер. Но, при населении района 15 тысяч человек, получалось, что газету читали в каждой среднестатистической (папа, мама, я) семье. И мы – прозвучит нескромно, но пусть прозвучит – гордились таким охватом населения нашим изданием.
Не знаю, как сейчас, но в советское время журналисты районных газет выезжали на предприятия. Мы в Сорокино не раз бывали в трудовых коллективах со своего рода отчётами, делились творческими планами. Запомнилась встреча, как тогда говорили, с широкой общественностью в переполненном зале районного Дома культуры. Призывы и агитки выписывать районку звучали со сцены, перемежаясь с выступлениями самодеятельных артистов. По ходу встречи сотрудники редакции открывали зрителям-читателям приёмы работы с некоторыми газетными жанрами. В частности, без скидок на обстановку, на виду заинтересованно слушавшего зала я взял интервью у приглашённого на сцену участника Великой Отечественной войны Николая Ивановича Мышкина, опубликованное затем в ближайшем номере. Одновременно народ участвовал в конкурсе на лучший, как бы это назвали сейчас, слоган о «Знамёнке». На сцену передали десятки записок. Автора самого яркого, запоминающегося текста наградили бесплатной подпиской.
Тут, уважаемые читатели, попрошу обратить внимание на снимок, иллюстрирующий данный материал. На нём – журналисты «Заводоуковских вестей», сфотографированные в конце декабря ушедшего года. Маленькая такая компания, вышедшая к людям на излёте очередной подписной кампании. Казалось бы, какая нужда напрягаться, если разовый тираж газеты и без того самый высокий среди аналогичных изданий юга области. Ан нет. Тираж не только деньги, но и престиж, который также дорогого стоит. И как не воспользоваться такой возможностью, как многолюдная ярмарка, чтобы «вживую», «лицом к лицу» призвать заводоуковцев не расставаться с газетой, напомнить своим читателям о необходимости возобновить подписку и привлечь новых. Подписные бланки заполняли тут же, под зимним небом, среди гуляющей, но и заинтригованной столь необычным появлением прессы, публики. К слову, это была вторая после осенней акция, а решимость пообщаться с народом на этот раз не остудил даже 30-градусный мороз.
– Зря не скажу, столпотворения вокруг нас не было. Кое-кто даже посчитал, мол, розыгрыш такой ярмарочный. Но некоторые специально прибыли сюда ради подписки, мы ж предусмотрительно объявили о ней в нашей газете, – рассказала редактор «Заводоуковских вестей» Рузана Акопян.
Но старожилы газеты помнят и о совсем ином подходе к увеличению, нет, скорее, удержанию всеми силами «цифры». Тогда от личного вклада в подписную кампанию не мог уклониться никто из творческого штата редакции. Особенно на завершающем её этапе. За каждым закреплено несколько почтовых отделений. На планёрках редактор, расстелив перед собой расчерченный лист бумаги форматом А3, где у него значились не только все почтовые отделения района, но и Ф.И.О., телефоны их начальников, поочерёдно поднимал нас с отчётом о том, сколько за прошедшую неделю добавили (понимай: «выбили») подписчиков, а если нет, то почему? Выслушав положительный ответ, он, подобрев лицом, старательно вписывал «прибавок» в специально отведённую графу. При слове «нет» тут же следовал разнос.
Несложно представить, каково было, к примеру, мне, тогда ответственному секретарю редакции, вернувшись с планёрки не делом заниматься, а накручивать диск телефона, вызванивая «свои» почтовые отделения. На дворе меж тем конец девяностых, положение в стране хуже губернаторского, а я, дозвонившись до начальника почты какой-нибудь Старой Заимки, пристаю к занятой работой женщине с одним и тем же: «Марья Ивановна, голубушка, ну как там у вас с нашей подпиской?». И неизменный со вздохом ответ: «Пока неважно. Но вы не волнуйтесь, обязательно нагоним, мы уж постараемся…».
Но времена меняются, а с ними меняемся мы. И вот уже в прошлом противоестественные, унижающие редакцию способы раскрутки своего издания. А зачем, когда, помимо всего, есть как светлый день ясное и как дважды два простое правило: делай газету интересной, и она сама привлечёт читателей.



