Анатолий Пашук: «остановись, мгновенье!..»

Анатолий Пашук стал признанным фотохудожником не вдруг и не сразу. Прелюдией к тому послужила вся его предыдущая жизнь, богатая трудовая биография, насыщенная встречами, знакомствами, приобретениями и потерями. В его активе – богатый опыт общения с людьми, длительное  пребывание на Тюменском Севере…

И сам Анатолий Григорьевич с улыбкой признает, что «в фотографы» попал почти случайно. Учился на биолого-географическом факультете, иногда фотографировал живую природу для оформления курсовых работ.

По окончании института ему предлагали поступать в аспирантуру, но он уже настолько увлекся фотографией, что не смог от нее отказаться. И вместо биолога стал известным журналистом, причем не только фотографирующим, но и пишущим. Темами его увлекательных очерков чаще всего были природа, этнография, краеведение.

В разные годы в Средне-уральском издательстве вышли в свет три его книги: «Встречи с природой», «Таежными тропами», «В глухарином краю». Изящный фотоальбом выпустили ближайшие родственники к 70-летнему юбилею мастера.

Анатолий Пашук – призер, лауреат многих всесоюзных и международных конкурсов.

По рассказам коллег и друзей, наблюдательным и любопытным Анатолий Григорьевич был всегда. Огромное количество его фотосюжетов опубликовано на страницах местной, региональной и центральной прессы. Они заняли достойное место в уникальных книгах и фотоальбомах. Снимки Пашука  всегда отличаются от работ других фотомастеров необыкновенным теплом, неожиданным ракурсом, пристальным вниманием к объекту, будь то пейзаж, портрет или забавная сценка, словно случайно и очень кстати попавшая в объектив.

– Нажать на кнопку затвора – дело, как известно, нехитрое, – добродушно говорит Пашук. – Весь «фокус» в том, чтобы направить объектив в нужное место, в нужное время, изловчиться и сделать так, чтобы щелчок не оказался холостым, бездушным, похожим на тысячи других…

Анатолий Пашук счастливо избегает банальностей и примитивизма, небрежности и вычурности. Он придерживается классических требований жанра: если снимает пейзаж – налицо настроение, если портрет – видишь характер человека, в репортаже непременно присутствует Его Величество  Факт, преподнесенный динамично и ярко, строго и метафорично.

Побывав за многие годы почти на всех «ударных стройках» Тюменского Севера, Анатолий Пашук выработал свое, авторское отношение к затертой, подзабытой ныне героике трудовых будней. Опубликованные им сюжеты и фотоматериалы носят порой субъективный и весьма категоричный характер. Однако в каждом из них виден Человек,  нередко застигнутый в ситуации экстремальной, демонстрирующей всю гамму чувств – от боли и смертельной усталости до редкого и счастливого момента постижения Истины.

Фотоязык, на котором объясняются фотографы, вот уже полтора века обновляется, и временами весьма радикально. Есть, разумеется, и у Пашука  свои секреты достижения эстетического эффекта. Но трудно даже объяснить, какие именно «приемчики» помогают ему делать великолепные фотоснимки и слайды, которым мастер придумывает удачные, нередко поэтические названия.

Признанные знатоки  искусных миниатюр, в том числе зарубежные, нередко предлагают  автору хорошие деньги за право сделать эти снимки украшением своих частных коллекций. 239-3-1Но многие уникальные работы по-прежнему хранятся в архиве Пашука, ожидая своего звездного часа отнюдь не из меркантильных соображений.

Сегодня Анатолий Пашук живет в тихом загородном доме, где хорошо думается, всласть мечтается. По стопам признанного  фотомастера уверенно идет сын Олег, родившийся и выросший, как говорится, с фотоаппаратом в руках.

Творческие будни старшего и младшего Пашуков расписаны по минутам. Быстротечна и  по-прежнему насыщена событиями окружающая их прекрасная и суровая действительность. Успеть остановить и зафиксировать  самые неповторимые мгновения, вдохнуть душу в непередаваемую красоту утренней зорьки, знойного полдня,  схваченного морозом ветра,  – задача не из легких.

Отец и сын Пашуки стараются доказать себе и другим, что это возможно. А благодарные зрители и читатели, затаив дыхание, каждый раз ждут от них нового чуда. И никогда не разочаровываются.


12297