Алёшка проснулся рано, за окном ещё была темень. В комнате прохладно, печь за ночь остыла, от пола и двери тянуло холодом. Мать уже хлопотала на кухне, а отец, как всегда, управлялся со скотиной. Надо и поросёнка накормить, и корове сена дать, да и куры уже наверняка проснулись и просят зёрнышек поклевать.
Алёшка соскочил с печки и, сунув босые ноги в валенки, подбежал к окну. На стекле настыл лёд. Он словно сползал вниз. Сверху на узкой прозрачной кайме сверкали от света керосиновой лампы удивительные рисунки Деда Мороза, а ниже наледь становилась толще и у подоконника её покрывал настоящий снег. И тут Алёшка понял, почему ему не спится…
Ведь сегодня он впервые пойдёт на новогоднюю ёлку. Ещё с вечера мама предупредила, чтобы вел себя хорошо и во всем слушался, иначе старшая сестра Надя не возьмёт его с собой на праздник. Алёшка хотел было по привычке выдуть в заледенелом окне «прорубь» и посмотреть сквозь неё на улицу, но передумал, а вдруг маме не понравится. И он поспешил на печку – там, под шубой, тепло и уютно.
…Вечером вместе с сестрой Алёшка важно шагал по улице. Ему казалось, что все односельчане с уважением смотрят на него. Вон как здороваются и с Новым годом поздравляют. Алёшка вспоминал, как быстро собрался, но потом, правда, минут десять вертелся у зеркала, разглядывая и оглаживая рукой новую рубашку. Сестра даже сказала сердито, чтобы не мешал ей одеться. «Лучше стишок повтори», – заметила она. Зря Надя беспокоится, стихотворение он давно запомнил.
Первое, что увидел Алёшка, зайдя в клуб, это ёлка. Лесная гостья была украшена бумажными гирляндами, сделанными школьниками, фонариками, но главное, на ней висело с десяток-полтора настоящих новогодних игрушек. В основном стеклянные шары и сосульки. Алёшка глаз от них не мог оторвать, так они ему понравились! Он ни на минуту не забывал об этих игрушках. И когда хоровод вокруг ёлки водили, и когда стихотворение рассказывал.
Дед Мороз – настоящий, с бородой и усами – похвалил Алёшку за стихотворение и спросил: «Что бы ты, Алёша, хотел в подарок получить?» И Алёшка не выдержал: «Игрушку с ёлки! У меня никогда такой не было!». Все вокруг замерли, словно Алёшка что-то неприличное сказал. И ему тоже как-то неловко стало от своей смелости. «Если все захотят игрушки с ёлки, то во что она превратится?» И тут Дед Мороз неожиданно заявил: «Какую? Выбирай!». Алёшка, волнуясь, показал на блестящий стеклянный шар. «На, малыш, – сказал Дед Мороз и, сняв игрушку с ветки, протянул шар Алёшке:
– С Новым годом тебя!
…Шестьдесят лет пролетело с того Нового года. Шестьдесят лет… Но и сегодня Алёшка, вернее Алексей Матвеевич Пермяков, помнит тот незабываемый вечер. Наверное, поэтому он и сегодня с трепетом рассматривает новогодние ёлочные игрушки, и особенно шары…