– Я настоятельно прошу вас напомнить читателям, что качество оконных рам у нас пока оставляет желать лучшего. Поэтому в среднем один раз в месяц (летом – чаще, зимой – реже) в регионе хоть какой-нибудь ребёнок да падает вниз. Нас это очень тревожит, – обратился к журналистам Роман Тютюник, заместитель прокурора Тюменской области.
Презентация информационного сборника «Организация работы по поиску пропавших без вести детей для волонтёров» не ограничилась рамками беседы об особенностях розыска. Разговор с журналистами был посвящён различным аспектам безопасности тюменских ребятишек.
Волонтёры
Все помнят нашумевшее дело об исчезновении Насти Ложкиной и Ани Анисимовой. С 1997 года не найденными остаются пятеро детей. Искали их все. В 2010 году только ленивый не помогал прочёсывать близлежащие леса, заброшенные дома и дачные участки. Люди у нас отзывчивые.
– Мы стараемся не привлекать волонтеров к поиску детей по горячим следам в первые дни, – рассказал начальник управления уголовного розыска УМВД России по Тюменской области Андрей Козлов. – Тем не менее взаимодействие есть. Только в этом году нескольких десятков ушедших из дома подростков помогли отыскать именно волонтеры, которые вместе с участковыми проверили подвалы и чердаки.
Как видим, часто волонтёры хорошо помогают следственным органам. Но иногда всё-таки мешают, а, бывает, и просто наносят непоправимый вред, раскрывая в соцсетях информацию, которая позволяет преступнику замести следы. Поэтому волонтерская деятельность должна быть скоординирована. В области образовалась региональная общественная организация «За безопасное детство». Её представители прямо заявляют, что порой вынуждены заворачивать обратно нетрезвых граждан или непроходимых романтиков. «Герои» в таком серьёзном деле не нужны. Надеются, что информационный сборник (уже не первый в Тюменской области) поможет людям оценить свои силы и направит работу волонтёров и правоохранительных органов в единое русло.
Сборник
Это небольшая яркая брошюра в восемнадцать листов. В ней прокурор Тюменской области Владимир Владимиров, обращаясь к неравнодушным гражданам, говорит о том, что «главная миссия человека – СПАСАТЬ ДЕТЕЙ». Он отмечает: «Помощь добровольцев в розыске без вести пропавших детей – проявлениие активной гражданской позиции, самоотверженная работа, к которой надо бережно относиться». Его точку зрения разделяют региональный уполномоченный по правам ребёнка Галина Калюжная, начальник УМВД РФ по Тюменской области Михаил Корнеев, руководитель областного следственного управления СК РФ Михаил Богинский.
В сборнике есть ссылки на статьи Уголовного кодекса РФ, необходимые телефоны и интернет-сайты, а также подробно рассказывается, как вести поисковую деятельность.
Так, информацию о пропавших детях рекомендуют сообщать либо на 01 (с мобильных телефонов – 112), либо в службу экстренного реагирования – 8 (3452) 26-18-26, либо на телефон доверия Следственного управления СК РФ по Тюменской области 8 (3452) 62-15-98, либо на областной телефон доверия УМВД – 8(3452) 29-14-32.
– Мы понимаем, что волонтеры могут оказать очень серьезную поддержку следствию, однако было бы неплохо не только подключаться к поиску пропавших детей, но и активно участвовать в профилактике подобных событий. В электронном виде сборник будет размещен на сайтах учреждений образования, а также тех организаций, которые принимали непосредственное участие в его подготовке. Так что информация будет в свободном доступе, — отметила уполномоченный по правам ребенка в Тюменской области Галина Калюжная.
Обстановка в регионе
Как сообщила Галина Калюжная, за 11 месяцев текущего года в регионе в органы УМВД поступило более 600 сообщений о пропаже детей, около 300 из них – непосредственно от жителей областного центра. Почти все (за редким исключением, уточнила Галина Дмитриевна) найдены. Увы, в большинстве случаев дети пропадают из-за того, что родители небрежно относятся к исполнению своих обязанностей. Теряют малышей в торговых центрах, забывают на остановках. Много случаев, когда подростки осознанно уходят из дома.
– Родители зачастую сами провоцируют такие ситуации, — сетует уполномоченный по правам ребёнка. – Говорят чаду: еще раз тройку получишь – домой не приходи, дорогую вещь потеряешь – домой не приходи! Вот они и не приходят – боятся. Нужно по-другому строить отношения с ребенком. Чтобы он знал, что к родителям может обратиться с любой проблемой.
В этом году правоохранительные органы обнаружили в ночное время более полутора тысяч несовершеннолетних. В ходе разбирательства выяснилось, что в половине случаев их родители не знали, где находятся дети. В 48% случаев сообщения о пропаже детей поступили в этом году от неполных семей. Так что «воскресным» отцам есть о чём задуматься.
Тем не менее статистика взяла курс на снижение показателей. Заместитель руководителя Следственного управления СК РФ по Тюменской области Анвар Ахмедзянов сообщил: за два последних года тюменские дети стали убегать из дома или интернатов на 50% реже. В нынешнем году официально зафиксировано лишь два криминальных случая пропажи детей – покончила с собой девочка из Нижнетавдинского района и был убит мальчик в Тюменском районе.
На вопросы о маньяке, который в данное время будто бы разгуливает по городу и режет мальчиков, журналистам ответили: в ходе расследования выяснилось, что на самом деле никто его не видел и это плод фантазий в соцсетях. Про педофилов, которые в последнее время будоражат умы родительской общественности, было сказано следующее: количество преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних снизилось на треть. «Засветилось» около пятнадцати человек. Чаще всего это были эпизоды, связанные с насилием в семье. Доказать их трудно, но, уверили представители прокуратуры, возможно.
Дело Ани Анисимовой
Теперь самое главное. Всех волнует судьба Ани Анисимовой и ещё четверых давно пропавших детей. Журналистам сообщили, что омский маньяк, на которого думали ранее, оказался к пропаже ребят непричастным. Уже после презентации я подошла к Анвару Ахмедзянову с просьбой рассказать, как движется расследование. Он пояснил: поиски не прекращаются, на сегодняшний день – это приоритетное направление работы. Задействована специальная группа подготовленных следователей. В деле уже более ста томов. Идёт плотная работа с архивами. В ходе розыска было раскрыто десять других преступлений. Анвар Ахмедзянов заверил наших читателей, что в каждом подразделении региона есть сотрудники, специально обученные для работы по поиску пропавших детей и о ребятишках никто не забыл.
Кто виноват и что делать?
И всё-таки от встречи остался небольшой осадок. Даже лучше сказать, новая, не совсем приятная тема для размышления. Все собравшиеся ответственные лица уверяли журналистов, что во многом виноваты растеряхи-родители. Рассуждали о том, что надо постоянно быть рядом с детьми, чуть ли не народные дружины организовывать для их сопровождения по улицам. Может быть, залечь с пулемётом у каждой двери? А чего стоят все эти заголовки в СМИ об изнасиловании падчериц? Мы ведь сами вытаскиваем из людей наружу самые низменные инстинкты. Начитавшись подобных материалов, любой мужчина, воспитывающий неродных детей, нет-нет да и подумает об извращенцах: да, это стыдно, отвратительно, но, оказывается, происходит на каждом шагу. И мало ли, какая мысль придет ему в голову дальше.
К сожалению, несколько десятилетий назад мы вступили в некий эксперимент, решили узнать, каково это жить без всяческих запретных тем, вот и пожинаем плоды. Результатом этого эксперимента стали рушащиеся внутри человека нравственные запреты, и это уже вопросы, которые ни прокуратура, ни Следственный комитет не решат.



