31 декабря – это не только канун Нового года с подарками, поздравлениями и прочими приятностями. Это еще и день окончания ежегодного осеннего призыва.
Осенняя призывная кампания начинается 1 октября, а заканчивается 31 декабря. По данным информагентства «РИАновости», ряды российской армии до Нового года должны пополнить более 150 тысяч «срочников», что на три с небольшим тысячи меньше, чем весной этого года.
Как всегда, среди призывников есть процент тех, кто не желает служить. Но Андрей Скрябин, мой знакомый, думает иначе. Армия, по его мнению, испытание, пройти которое должен каждый мужчина. Андрей – коренной тюменец, закончил 31-ю школу, потом Тюменскую государственную сельхозакадемию по специальности «Экономист-менеджер».
Связывать свою профессиональную судьбу с сельским хозяйством не стал. Работал в коммерческих фирмах и даже пробовал свои силы в качестве соучредителя небольшого предприятия, оказывающего строительные услуги. Впереди открывались широкие горизонты для самореализации. И вдруг повестка из военкомата.
«Мне на тот момент было 23 года, – рассказывает Андрей. – В армию, честно признаться, не хотелось. В общем, первую повестку я проигнорировал. Весной пришла вторая. Сходил в военкомат, поинтересовался, что да как, а после меня буквально стали заваливать повестками. Как сейчас помню этот день – 16 мая (накануне мы праздновали свадьбу друга), утром встал слегка не выспавшийся, решил съездить в военкомат. Захожу, спрашиваю насчет повесток, а мне: «Фамилия?». Я называю. В ответ: «Сегодня через час отправка». За мной закрепили человека, который следил, чтоб я никуда не сбежал. Нас в тот день было 14 человек и все – тюменские.
На отправном пункте новобранцев наголо побрили, одели в «зеленку» и в шесть утра повезли на вокзал. Я успел позвонить отцу, предупредить, что меня отправляют на службу. Он вечером приехал попрощаться, забрал мои вещи привез огромные кули с продуктами. Мы с ребятами быстро их опустошили в тот же вечер. В общем, определили нас в войска связи под Свердловском. Так получилось, что все 14 призывников были моими ровесниками, и мы сразу нашли общий язык.
Еще на призывном пункте у Андрея завязалось тесное общение с тремя молодыми людьми – они дружат по сей день. Службу закончил в звании младшего сержанта, побыл в статусе заместителя командира взвода. Сейчас работает в органах.
– Андрей, что для тебя в армии было самым трудным?
– Самый сложный – первый месяц службы, так называемый курс молодого бойца. Он сопряжен с большими ограничениями: не разрешается практически ничего из того, к чему ты привык на гражданке. Очень трудно привыкать к армейской пище, особенно после вкусной маминой еды. Но это нормально, временные трудности пережить можно. Главное – переносить их с достоинством, ведь как зарекомендуешь себя в этот месяц, так и пойдет твоя служба дальше.
– А как там обстановка с психологической точки зрения?
– Сложнее всего 18-летним мальчикам. Они часто оказываются совсем неготовыми, хотя и среди солдат постарше всякие встречаются. Что касается дедовщины, то она ликвидирована на 80%, в большинстве частей теперь бытует такое понятие, как «уставщина», т.е. жизнь в соответствии с Уставом.
В армии сложно быть одному, необходимо найти хороших боевых товарищей. А для этого нужно усвоить три «не»: не подставлять, не врать, не утаивать. Коллектив в армии замкнутый, и все тайное непременно выходит наружу. И самое главное: когда приходишь служить, сразу отбрось все понты, которые ты имел в обычной жизни – там людей оценивают по другим критериям, а необоснованная бравада может сыграть с тобой злую шутку. Нужно быть спокойным, адекватным, разумным.
– А «откосить» не возникало желания?
– Было попервоначалу, как и у многих. Но меня поддержал отец – майор, 20 лет отдал армии (Германия, Дальний Восток). Мы не принадлежим к династии военных, отец первый в семье. Он сказал мне, чтобы я проявил мужество и отслужил, как полагается. Я благодарен судьбе за эту службу, за знания, опыт, за тех настоящих, надежных друзей, которых я там приобрел. Армия это серьезный жизненный университет.
– Что было на службе самым интересным?
– 68-я годовщина Великой Отечественной войны, которая отмечалась в Екатеринбурге довольно пышно. Нас подрядили участвовать в парадном марше. Ради 10 минут марша – три месяца тренировок и сбитые в кровь ноги. Зато прошли безупречно. А как приятно ощутить сопричастность к этому великому празднику!
Интересными были армейские учения, например, «Рубеж-2012», что проходил в Астрахани. В рамках этих учений войска связи разворачивали узлы и поддерживали связь в разных условиях. Затем «Кавказ-2012». Запомнились учения «Чебаркуль-2012». Они были общероссийскими, в них участвовали все виды войск – пехота, разведка, связь и прочие. Я также принимал участие в работе подразделения «Антитеррор», которое занималось тактикой и спецподготовкой в противодействии терроризму. Словом, за год мы прошли довольно насыщенную учебную программу.
– Сейчас много говорят о патриотическом воспитании молодежи и повышении мотивации к армейской службе. Думаешь, проводимых мероприятий достаточно? Какие бы ты предложил варианты повышения престижа обязательной службы?
– Считаю, что все меры, проводимые в рамках патриотического воспитания, хороши. Политика правительства в этом направлении ясна и правильна. Беседы с учащимися школ, встречи с ветеранами, показ фильмов о войне – все это нужно. Но я бы проводил побольше тематических мероприятий, ведь у нас отмечается только один серьезный праздник военно-патриотической направленности – День Победы. Пройдет, и все благополучно забывают о подвиге русского солдата, погружаются в свои обыденные дела и живут до следующего 9 Мая.
И еще. На мой взгляд, армия должна быть более открытой, тогда и страх перед ней исчезнет. Не стоит, например, сильно изолировать солдат от окружающего мира. В конце концов, мы ведь не в тюрьму отправляемся, а обучаться военному делу. Почему нельзя позвонить родителям, выйти в Интернет? Другое дело – стратегические объекты, куда доступ постороннему глазу запрещен. Но в обычные-то части, где нет ничего сверхъестественного, почему бы не привнести глоток свежего воздуха?
– Почему говорят, что мужчинами становятся только в армии? Да и зачем вообще нужно служить?
– Зачем служить? А вдруг, не дай Бог, война? И кто тебя и твоих дорогих и любимых защищать будет? Папа или, может, дедушка? Поэтому ты должен не только научиться держать в руках автомат, но и уметь действовать в экстремальных ситуациях. В армии ты обучишься всему: постреляешь, покомандуешь, поездишь в танке и БТР… Узнаешь, что такое жить в полевых условиях по два месяца, когда не помыться, не побриться, а из еды только сухой паек.
Человека, отслуживавшего в армии, видно сразу: это и выправка, и дисциплина, и самоорганизация, а также умение подчиняться и ставить задачи перед другими. О том, кем ты был на гражданке, забудь. В армии ты формируешь себя заново. Только там постигаешь смысл слова «надо». Но главное, это мировоззрение. Мужчиной ты становишься потому, что научился расставлять приоритеты, понимать, что такое на самом деле жизнь и чего она стоит. Но главное, ты начинаешь по-настоящему любить и ценить своих родных и близких. До армии все было не так, как бы поверхностно. А там это чувство становится таким отчетливым, осознанным, что даже страшно делается. Но пугаться не стоит: это означает, что ты просто повзрослел.



