Специалисты Росрыболовства называют две основные проблемы в рыбохозяйственном комплексе страны: воспроизводство, которое можно сегодня обеспечить через компенсационные средства, и развитие аквакультуры (товарное рыбоводство), что даст возможность не только накормить людей свежей рыбой, но и создать рабочие места, увеличить налогооблагаемую базу.
В предыдущей части этой статьи говорилось о необходимости расширенного воспроизводства. У меня появились сомнения в способности реализовать эти планы после вопроса председателя комитета по аграрным вопросам и земельным отношениям областной Думы Юрия Конева. На совещании он спросил у главы Росрыболовства: «Очень беспокоит Абалакский рыборазводный осетровый завод. Когда там закончится реконструкция? В таком техническом состоянии завод работать не может».
На это Андрей Крайний ответил: «Мы договорились с правительством Тюменской области, что оно оплатит оборудование и обеспечит его поставку на завод. А федеральный бюджет найдет деньги на окончание реконструкции. Без реконструкции и модернизации этого рыборазводного комплекса просто не подготовить необходимое количество молоди… У нас сейчас нет проекта такого состояния готовности, как Абалакский завод». Тем не менее Андрей Анатольевич никаких сроков окончания реконструкции не назвал. Это наводит на мысль, что средства федерального бюджета, так же, как и компенсационные, придется ждать неопределенное время. Не думаю, что и состоявшееся совещание в Тюмени станет катализатором активных действий. Не лишним будет в этой связи отметить, что Абалак к тому же является базой подготовки специалистов-ихтиологов тюменских вузов.
Согласно российскому законодательству субъекты Федерации не имеют права вкладывать свои бюджетные средства в строительство, содержание, ремонты федеральных объектов. Однако наш регион, помня об ответственности за сохранение рыбных ресурсов, на собственные средства сооружает региональный племенной центр холодного рыбоводства на озере Волково, создавая там маточные стада исчезающих муксуна, чира, пеляди озерной и речной, нельмы, тугуна… Аналогичный центр построили себе челябинцы. Хотя обеспечение воспроизводства и биологического разнообразия – это государственная обязанность, закрепленная за Росрыболовством. Но эта функция в текущем году применительно к Обь-Иртышскому бассейну очень ослабла!
В Тюмени находится ФГУП «Госрыбцентр», которое руководитель Федерального агентства по рыболовству уже громко называет центром прорывных инновационных технологий и научным штабом по формированию маточных стад осетровых и сиговых рыб. Оно также проводит экологический мониторинг в УФО, создает единую базу по антропологическому воздействию на природу в округе.
– Действующие рыборазводные предприятия рыбохозяйственного комплекса УФО находятся в Тобольском районе, – говорит генеральный директор «Госрыбцентра» Александр Литвиненко. – Абалакский рыбозавод – единственный осетровый рыбопитомник, ежегодно поставляющий около двух миллионов экземпляров молоди. Реконструкция стоимостью 150 миллионов рублей (?!) способна увеличить его мощность в полтора раза. Икру в Абалак отправляют с Тюменского рыбоучастка, где находится маточное стадо осетровых рыб. Здесь, на геотермальных водах, осетры и стерлядь вырастают в три раза быстрее, чем в естественных условиях.
Александр Иванович предлагает центр холодноводного рыбоводства в Волково превратить в основного поставщика молоди стерляди и тем самым закрыть проблему по этой рыбе. Стартовали работы по строительству Югорского завода, в котором запроектирован осетровый участок. «Госрыбцентр» с Нижнеобским территориальным управлением Росрыболовства распределили также объемы искусственного воспроизводства сиговых на Тобольский, Тюменский и Пышминский рыбопитомники, Абалакский, Харпский, Саранпаульский, Ханты-Мансийский, Тазовский, Щучьеречинский, Мессояхинский рыбоводные заводы и центр аквакультуры в Волково.
Среди названных предприятий есть строящиеся и проектируемые. Скажем, в поселке Харп завод вводится в эксплуатацию в 2015 году. Там нужны будут специалисты-ихтиологи, которые начнут закладывать костяк рыбоводов округа. На Ямале потребуется запустить еще несколько заводов. Допустим, тот же «НОВАТЭК» построит их. А кто будет эти заводы содержать? Закон об аквакультуре после работы над ним в течение 12 лет скоро примут, утвердят в будущем году и целевую программу развития рыбохозяйственного комплекса страны на 2015–2020 годы. А кто возьмет на баланс построенные в результате компенсационных мероприятий рыборазводные предприятия – неизвестно. Спрашивается, нужна ли такая нормативная и законодательная база рыбохозяйственной отрасли России?
Руководитель Росрыболовства предлагает на эту тему «покреативить» и перевести заводы на двойное подчинение. «Мы готовы, – говорит Андрей Анатольевич, – новые и существующие объекты либо передать субъектам РФ, либо поделиться полномочиями, чтобы они были в совместной собственности».
Иными словами, предлагает «перевесить ярмо» с федерального бюджета и агентства на областные и краевые. При этом представители Росрыболовства прозрачно намекают на достаточную бюджетную обеспеченность некоторых субъектов Федерации. А если она недостаточная, то решение о передаче полномочий работать не будет? А если сказать точнее, то «некоторые богатые субъекты» после стопроцентного отъема НДПИ с будущего года перейдут на разной степени дефицитный бюджет. И в наследство им останутся в качестве «камня на шее» невосполнимые экологические потери после добычи и транспортировки полезных ископаемых. Причем беды продолжают множиться до катастрофического состояния. И впору говорить о специальных отчислениях их федерального бюджета субъектам РФ на компенсацию экологических потерь.
Выяснилось, что Росрыболовство помогать рыбохозяйственному комплексу УФО все-таки собирается. Ведомство предлагает рыбоводам финансировать часть процентной ставки, оказывать методическую помощь. Аквакультура – занятие довольно затратное и по отдаче долговременное. Например, половозрелым осетр становится в 7 лет. Может быть, рыбоводы и возьмут участок на 5 лет, но вкладываться не будут. А вот если на 20 лет, согласно общероссийской практике, то тогда рыбовод всерьез начнет хозяйствовать.
Хотя в Челябинской области организовано уже 140 промысловых участков, которые в прошлом году выловили 2190 тонн рыбы. Примерно такие же результаты имеет Курганская область. В объемах вылова преобладает продукция, выращенная в водоемах. А вот в северных округах товарным рыбоводством занимаются совсем мало. Добывают то, что вырастает в природе. В Тюменской области вылов в прошлом году составил 1800 тысяч тонн, из них выращенной рыбы – 681 тонна. То есть вырастили мы вдвое меньше, чем Челябинская или Курганская области.
Однако наш регион, как признает руководитель Росрыболовства, один из самых передовых субъектов РФ в смысле помощи, оказываемой предприятиям рыбохозяйственного комплекса. К примеру, закупку оборудования субсидируют на 90 процентов. При таком уровне поддержки прорывных проектов, заявляет Андрей Анатольевич, Тюмень обречена на успех. На недавнем заседании совета по реализации нацпроекта «Развитие АПК» губернатор Владимир Якушев отметил, что область пока делает первые шаги в развитии промышленного производства рыбы. Ежегодно строятся и сдаются современные заводы по выращиванию и переработке рыбы, активно развивается на новой технологической основе пастбищное и другие виды рыбоводства. В регионе поставлена цель – в ближайшие годы не только удовлетворить внутриобластной спрос, но и предложить продукцию в другие субъекты РФ.
Пока же результаты рыбоводства в Уральском федеральном округе, по оценке Росрыболовства, скромные, и растущий спрос населения обеспечивает импортная продукция.
Специалисты из Росрыболовства назвали ряд проблем, стоящих перед рыбохозяйственным комплексом страны. Не буду вдаваться в технологические подробности рекомендаций. Ясно одно: главная проблема – в недостаточном внимании государства к товарному рыбоводству. 114 тысяч тонн рыбы, выращиваемой в стране в год, и 38-е место в мире – яркое тому доказательство. Радует, что рост валового продукта в рыбной отрасли нынче составит не менее 7 процентов.