Интервью прокурора Тюменской области Владимира Владимирова
Руководством нашей страны коррупция названа одним из главных барьеров на пути развития государства и общества. Это вновь было подчёркнуто на последнем заседании Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, а также на Координационном совещании руководителей правоохранительных органов под председательством Генерального прокурора России, состоявшемся несколько дней назад.
При этом отмечается, что борьба с коррупцией должна вестись последовательно и системно по всем направлениям – от совершенствования законодательства, работы правоохранительных и надзорных органов, органов власти всех уровней до воспитания в гражданах нетерпимости к любым проявлениям этого социального зла.
Во исполнение Национальной стратегии и Национального плана противодействия коррупции, поручений руководства страны и Генерального прокурора прокуратурой и другими органами правоохраны Тюменской области приняты организационно-практические и координационные меры по активизации и повышению эффективности данной деятельности. Об этом мы беседуем с Владимиром Владимировым.
– Владимир Александрович, по каким направлениям идет работа?
– В текущем году, кроме борьбы непосредственно со взяточничеством, мы попытались направить наши усилия на конкретные, наиболее коррупционноёмкие сферы деятельности. Это пресечение злоупотреблений и хищений при размещении государственных и муниципальных заказов, в области земельных отношений, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, распоряжения государственным и муниципальным имуществом.
Это позволило добиться определённых позитивных результатов. Органами правоохраны выявлено более тысячи коррупционных преступлений, из них более 360 фактов взяточничества, более ста служебных подлогов, целый ряд злоупотреблений и превышений служебных полномочий. Улучшились качество и результативность следствия.
Тюменскими прокурорами вскрыто более 2,7 тыс. нарушений антикоррупционного законодательства, для устранения которых принесено более 370 протестов, внесено более 660 представлений и в суд направлено более 160 исков. По требованию прокуроров более девятисот должностных лиц привлечено к дисциплинарной и административной ответственности, по материалам прокурорских проверок возбуждено тридцать уголовных дел.
Также прокурорами приняты меры по исключению из почти трехсот нормативных правовых актов, в основном органов местного самоуправления тех положений, которые могли способствовать коррупционным проявлениям так называемых коррупциогенных факторов.
Тем не менее мы, как и ранее, относимся самокритично к итогам своей работы, видим её слабые стороны, а они – очевидны. Поэтому, безусловно, соответствующие коррективы на предстоящий год будут внесены.
– Каков он, сегодняшний взяткодатель и мздоимец?
– Анализ уголовных дел о фактах коррупции, направленных в текущем году в суд, и статистические данные позволяют нам «нарисовать» определенный портрет так называемых фигурантов по таким делам.
Например, получатель взяток или, как вы сказали, «мздоимец» – это чаще всего мужчина в возрасте от 25 до 40 лет, с высшим образованием, состоящий в браке и имеющий детей на иждивении. В большинстве случаев работает такой мужчина в государственных и муниципальных учреждениях либо правоохранительных органах, при этом на момент получения взятки в занимаемой должности находится не более трех лет.
Если говорить о взяткодателях, то, по нашим данным, ими являются мужчины в возрасте от 45 до 60 лет, со средним либо неполным средним образованием, чаще без определенного места работы. Стоит отметить, что это те лица, дела о которых направлены в суд, тогда как в области имеются десятки фактов освобождения от уголовной ответственности на основании примечания к статье 291 УК РФ и другой категории взяткодателей, добровольно сообщивших о преступлении и сотрудничавших со следствием (студентов, водителей автомобилей и других).
Обобщенный портрет среднестатистического «коррупционера» выглядит следующим образом. В двух из трех случаев это мужчина, преимущественно в возрасте 25 – 45 лет, с высшим (60% случаев) либо средним профессиональным образованием, 80% таких людей состоят в браке и имеют детей. В 20% случаев они занимают руководящие должности в госорганах и муниципалитетах, 30% – в правоохранительных органах (полиция, служба исполнения наказания, миграционная служба, судебные приставы), 25% – должности руководителей и специалистов в государственных и муниципальных учреждениях, 25% – руководящие должности в коммерческих организациях.
Конечно, приведенные цифры достаточно условны, ибо латентность в коррупции распространена, к сожалению, как ни в одной другой сфере.
– На сегодняшний день уже можно говорить о наличии каких-то громких и серьёзных уголовных дел антикоррупционной направленности?
– Такие дела, несомненно, есть. Более того, в текущем году мы как раз и попытались акцентировать свои усилия на выявлении значимых коррупционных преступлений. Например, возбуждены дела по фактам получения взяток заместителем директора департамента лесного комплекса области, руководством управы Ленинского округа г. Тюмени, командиром полка ДПС УМВД по г. Тюмени. Возбуждены и по результатам расследования уже направлены в суд уголовные дела в отношении руководителя ГУ ТО «Служба охраны животного мира», нескольких адвокатов, начальника подразделения УМВД области и ряда других.
Также завершены расследованием и в 2013 году направлены в суд возбужденные ранее уголовные дела в отношении руководителя регионального подразделения Фонда социального страхования, начальника управления по энергосберегающей политике и мониторингу администрации г. Тюмени, бывшего главы Тюменского района и другие.
– Владимир Александрович, антикоррупционная тема вновь стала актуальной после того, как 30 октября с.г. состоялось заседание Совета по противодействию коррупции, которое провел Президент России Владимир Путин. Глава государства заявил, что работа правоохранительных органов оставляет желать лучшего. Он отметил, что только восемь процентов всех взяточников наказаны реальными сроками лишения свободы, остальные отделались штрафами. Как обстоят дела в нашей области?
– Как я уже сказал, мы также не удовлетворены эффективностью работы правоохранительных органов нашего региона по борьбе с коррупционными преступлениями. Мы очень хотим, чтобы эта работа была более результативной, а «в сети» органов правоохраны попадали, как говорят в народе, «настоящие, реальные» коррупционеры.
Что касается вашего вопроса о наказаниях взяточников, то могу сказать, что в нашей области за получение взяток в двух из трёх случаев также назначается штраф. В текущем году по рассмотренным уже делам судами области осуждено 12 должностных лиц: четырём из них назначено наказание в виде лишения свободы (двум – с отбыванием в колонии и двум – условно), остальным – штраф на общую сумму почти 7 млн руб. Кроме того, осуждено восемь человек за дачу взяток, из которых семи назначен штраф на общую сумму 2,8 млн руб. и ещё одному осужденному назначено наказание в виде лишения свободы условно.
Как говорится, есть куда двигаться. Кроме того, наша задача – добиться, чтобы штрафы были реально взысканы, чтобы неотвратимость наказания была обеспечена и в этих случаях.
– Генеральная прокуратура недавно заявила о подготовке законопроекта, который существенно расширит понятие «взятка». К ней будут отнесены не только традиционные «барашки в бумажке», но и любые незаконно предоставленные преференции – помощь в выигрыше аукциона, путевка на отдых и даже… услуги сексуального характера. Это облегчит или, наоборот, осложнит работу прокуроров на местах? И как быть с нагрузкой и без того запредельной?
– Думаю, что подобные изменения позволят расширить круг лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за получение взяток. Это связано с тем, что в последние годы, в том числе из страха быть пойманным, взятки берутся уже не только деньгами, а в иных, более «изощрённых» формах. В настоящее время по возбужденным у нас делам фигурирует и различное имущество (например, в качестве взятки проходили дорогостоящий внедорожник, туристическая путевка, бытовая техника), и услуги имущественного характера, имеющие определенную стоимость (к примеру, услуги станции технического обслуживания, шиномонтажа). Ждут своей реализации материалы по противоправным сделкам с землёй и т.д.
Что касается нагрузки, то она действительно весьма значительна как у прокурорских работников, так и у сотрудников всех органов правоохраны. Но государством перед нами поставлены вполне конкретные, ответственные задачи, и мы, безусловно, будем их выполнять. При этом крайне важно одно непременное условие: работать необходимо слаженно, вместе. Ведь без помощи наших граждан, всех институтов общества, средств массовой информации, без коренного изменения общественного сознания, без активных действий (а не только огульной критики деятельности правоохранительных органов) с таким злом, каким является коррупция, нам не справиться.
Материал подготовил Григорий ЗАПРУДИН при содействии пресс-службы областной прокуратуры.