Ханука – один из самых любимых праздников еврейского народа – его в эти дни отмечают в Израиле и во всех странах рассеяния, в том числе и в общине Тюмени. Вот уж которое тысячелетие, из года в год, начиная с 25-го числа месяца кислев, восемь вечеров подряд представители этноса во всём мире зажигают свои ханукальные свечи и лампады.
«Все восемь дней Хануки свечи эти святы и не дозволено пользоваться ими, а только видеть их», – гласит молитва. Ханука – праздник в честь чуда с храмовой менорой, горевшей несколько дней вместо одного, «праздник свечей». Традиция, идущая из глубины веков, религиозная и национальная одновременно.
Зародилась она в память об одном из важнейших событий в истории этноса – восстании против греко-сирийского владычества во втором веке до н.э., приведшем к победе: полки Иегуды Маккаби вошли в Иерусалим. Безупречным священникам было поручено очистить храм, дабы возобновить в нем традиционное богослужение. Долго не могли найти «неоскверненного елея» для светильника. Наконец обнаружили маленький кувшинчик с «чистым» маслом, которого хватало лишь на один вечер горения в меноре. Чтобы приготовить его в нужных количествах и в соответствии с предписанными правилами, требовалось некоторое время. Святая служба тем не менее началась. Священники зажгли менору и вновь освятили Бет Амикдаш благоговейной молитвой. Это было в двадцать пятый день месяца кислев, в 3622 году от сотворения мира. И свершилось чудо – то небольшое количество масла продолжало гореть в меноре до тех пор, пока не выжали из маслин новое. Вот тогда-то и был установлен праздник освящения – Ханука в течение восьми дней, дней радости и веселья в ознаменование победы над эллинами, восстановления суверенитета Иудеи и возобновления богослужения в храме. Символом торжества стал восьмилампадный светильник – менора. Само же слово «ханука» означает «ритуал освящения нового дома».
Как свидетельствуют историки, на протяжении столетий Ханука сохраняла свой религиозный характер. Но в конце XIX века, с началом нового заселения Израиля евреями и возрождения страны, праздник приобретает также национальные черты, становится символом героизма, освобождения от чужеземных поработителей и обретения государственной независимости. Постепенно традиция празднования Хануки распространилась и в еврейских общинах стран рассеяния. По всему длинному тернистому пути этого народа в диаспоре ханукальный светильник светил в душе его сынов и несчетное число раз пробуждал, пробуждает и усиливает веру в возрождение народа на его древней родине.
В первый день праздника зажигают одну свечу, во второй – две, в третий – три… А в последний, восьмой – все восемь свечей. Их устанавливают на подсвечнике. Считается, что лучше всего использовать для этих светильников оливковое масло – оно дает при сгорании чистый и яркий свет. Делается это от захода солнца (когда начинает темнеть) и в течение получаса после появления звезд на небе. Впрочем, обычай довольно демократичен: если не удалось соблюсти праздничное предписание в указанное время, можно зажигать их на протяжении всей ночи до утра. Свечи должны быть достаточно большими, чтобы гореть как минимум полчаса. По традиции ханукию со священным огнем устанавливают на подоконнике, чтобы прохожие могли видеть этот свет. В самом Израиле люди имеют возможность поставить светильник Хануки внутрь стеклянного ящика на улице, у входа в дом – это необходимо для того, чтобы оградить огонь от ветра. Приверженцы движения Хабад каждый год устанавливают громадные подсвечники на главных площадях и в многолюдных торговых центрах больших городов по всему миру.
Традиция предписывает, что исполнять ритуал зажжения свечей должен глава семьи вместе со всеми ее членами, которые своим присутствием обозначают участие в торжестве. Правда, в некоторых общинах бытует обычай, согласно которому каждый из домочадцев сам зажигает ханукальные свечи. Женщины не выполняют никаких домашних работ, пока горят эти огни. По обыкновению, произносится и соответствующий текст, возносящий благодарность и хвалу всевышнему «за знамения Твои, за чудеса Твои, за спасение, которое послал Ты». У евреев – выходцев из стран Востока – принято также произносить псалом, в котором есть такие слова: «Превозношу я Тебя, Господь, ибо поднял Ты меня и не дал врагам моим торжествовать надо мной…».
Праздничные кушания, характерные для Хануки – сладкие оладьи и пончики с повидлом, приготовленные на масле и напоминающие тем самым о первоначальном чуде с чистым елеем. В еврейской национально-культурной автономии Тюмени «Авив» общинные ханукальные торжества, как обычно, проходят в местной синагоге. Подготовка к ним идет загодя. Люди стараются придерживаться необходимых канонов. А праздник, он и есть праздник – с молитвами, песнопениями, с дарением подарков детям, с умножением пожертвований на благотворительные цели, так как в этом многие видят способ возвысить душу.
В этом году праздничные мероприятия начались с ханукального шахматного турнира, среди участников которого нашлось место представителям самых разных религий и национальностей. Первое место занял шестнадцатилетний тюменский мастер ФИДЕ Даниил Юффа. Для любителей киноискусства состоялся показ романтической комедии «Сохраняя веру», прошли демонстрация и обсуждение художественных фильмов «Ушпизим» и «Династия Шварц». Роль ведущего взял на себя раввин синагоги Игорь Варкин. А любителей спорта ждал мастер-класс по крав мага – разработанной в Израиле военной системе рукопашного боя. Презентацию израильского вида самообороны провели мастера боевых искусств из Екатеринбурга. В синагоге прошел также праздничный концерт с участием танцевального коллектива «Шемеш» из Нижнего Тагила и инструментального трио Игоря Колбина (Тюмень) с программой «Еврейские мотивы». Вызвали большой интерес музыкальная программа «Шамаим», экскурсии по синагоге, работа различных выставок и заседание женского клуба «Апельсин».