Ищите и обретёте

В ВТО есть правовые пустоты, которые грех не использовать

В Институте дополнительного профессионального образования Тюменского государственного университета состоялся семинар, посвященный проблемам, связанным с вступлением России в ВТО. Присутствовали представители малых и крупных предприятий. Директоров в зале практически не наблюдалось.

Директор Института дополнительного профессионального образования ТюмГУ Артем Боярских пояснил, что семинар проводится при содействии департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области благодаря заключенному контракту. А то, что небольшое количество участников, так люди, видать, занятые, присутствовать не смогли.

С основным докладом выступил Кристиан Шмидт, коммерческий директор фирмы OWC «Ost-WestConsultUnternehmensberatungGmbH», практик, работающей в условиях ВТО, как, собственно, и весь немецкий бизнес.

Доклад лежал перед каждым из присутствующих, опираясь на него, господин Шмидт не столько повторял написанное, сколько комментировал, не забывая добавлять, что он не специалист в области права, а производственник, поэтому то, что он говорит, – это его личное мнение.

«Соблюдение правил ВТО лежит в сфере ответственности правительств стран-участниц, – говорилось в докладе. – В таких государствах, как Россия и Германия, это, конечно, еще и ответственность федеральных правительственных структур, то есть областей в России и федеральных земель в Германии. Это не касается непосредственно предпринимателей, но они должны понимать, что их ожидает».

Другими словами, действующими сторонами являются федеральные правительства и правительства субъектов Федерации – в России (у нас, как известно, 83 субъекта) и правительства и федеральные земли – в Германии (16 федеральных земель). Они – основные субъекты действий, сами же предприятия, если ощущают дискриминацию на внешнем рынке или, наоборот, хотят защитить собственный рынок, должны обращаться в правительство и правительству помогать (под лежачий камень вода не течет).

По мнению Кристиана Шмидта, большинство декларированных целей ВТО «являются украшениями, ядро же соглашения об учреждении ВТО – беспрепятственный обмен услугами, товарами и капиталом».

Среди принципов ВТО первым является принцип наибольшего благоприятствования. «Но здесь все же надо иметь в виду, – пояснил господин Шмидт, – что этот принцип распространяется только на иностранные товары и услуги. Предоставление привилегий на отечественные продукты к этому не относится».

Кристиан Шмидт подробно остановился на субсидиях. Они, как известно, делятся на скрытые и открытые. Скрытые: одна «южная федеральная земля Германии» привлекает инвесторов, намекая, что налоговое ведомство лишь изредка проводит финансово-хозяйственные проверки на предприятиях и даже при их проведении не вникает в детали!». Надо именно намекать, подчеркнул господин Шмидт, чтобы, в случае необходимости, иметь возможность объяснить разного рода проверяющим инстанциям и структурам: мол, вы нас не так поняли.

Разговор вкатывался в практическое русло.

Открытые субсидии: «Федеральное министерство экономики и технологии Германии публикует под понятием «Общая экономическая политика / промышленная политика» тендер на исследовательские программы, на поддержку которых выделяются крупные государственные средства. Предприятия, например кораблестроения, подают заявку, частные исполнители проектов проводят оценку по директивам министерства – и оказывается финансовая поддержка. Решающим моментом здесь является совместимость с директивами ВТО!».

То есть поддержка предприятий осуществляется под видом исследовательских программ, к выполнению которых ВТО относится благосклонно.

Как говорится, ищите и обрящете. Кристиан Шмидт в очередной раз подчеркнув, что он не теоретик, а практик, отметил: «все негативные факторы вступления России в ВТО будут проявляться автоматически», над положительными факторами нужно работать. Причем интенсивно.


12014