Лучше сердцем к строкам прикоснусь…

С поэзией Александра Смирнова я познакомился чуть раньше, чем с ним самим, – в начале 1990-х, едва начав работать в районке, на страницах которой нет-нет, да и печатались его стихи. Выходили также небольшие подборки в «Тюменской правде», «Тюменских известиях», еженедельнике «Сударыня». В 1992-м столичное издательство «Интердетектив» выпустило коллективный сборник «Перебитое крыло», в котором Александру также нашлось место.

В этом году усилиями родственников и друзей поэта-самоучки вышел, наконец, его авторский сборник – «Пересечение света с горькими каплями слез», вобравший в себя 33 стихотворения, написанных в разные годы. Хотелось бы сказать – очередной сборник, но – увы! – первый и единственный. И – посмертный: столь долго ожидавший появления на свет своей первой книжки, Саша так и не дождался этого – в 2009 году его не стало. Было ему всего пятьдесят лет…

Он родился и всю жизнь прожил в крохотной пригородной деревушке Зубарева. В соседнем Перевалово окончил десятилетку, «не кончал институтов, не проходил каких-либо курсов». Работал комбайнером, как и его отец-фронтовик (инвалид войны), водителем, кочегаром, столяром, электриком, художником-декоратором, участковым (!), сортировщиком почты, слесарем… И везде, где бы он ни был, его сопровождали стихи. Он неплохо рисовал, зачастую прямо на полях рукописей. Не чурался экспериментаторства: помимо традиционных жанров и форм, прибегал и к пародии, и к эпиграмме, у него много вещей, написанных акростихом, есть большая подборка моностихов, или одностиший («Ну, Маня, собирайся: надо замуж…», «Ты в рот гляди – в глазах-то правды нет…», «Пойду, умру, а вы готовьте слезы…», «Я не отдам вам долг – и не просите…» и т.д.). Есть даже поэма «Сто девяносто дней», написанная в 1992 году и названная так по числу дней, проведенных автором на свободе между 1-м и 2-м сроками заключения. Да-да, была в биографии Александра такая вот полоса: как говорится, из песни слов не выкинешь.

Разные стихи и по тематике, хотя преобладают, в основном, о природе, о женщине, о любви. («Любовь и поэзия неотделимы от меня, – писал он в одном из писем. – Но мне страшно быть безответно влюбленным»).

Лирика любви у Александра исполнена драматизма, благородства, душевного такта. Его любовь – это любовь, полная разноголосицы и одновременно возвышающая человека, очищающая его, как в огненной купели, от всего ложного, недостойного в поступках и помыслах. Он передал в поэзии свою муку мученическую, пренебрегая заданностью, каким-либо логическим планом или расчетом. Лирика его создавалась не половинчато, в его характере яснее проступала истовость – он истово страдал и истово виноватился, исступленно добивался правды и столь же исступленно обличал нечестность, несправедливость в самом себе, а потом уже в других: «Пускай порою я виновен в том, что свято жить не тороплюсь…». С точки зрения здравого смысла он был, пожалуй, не совсем и не всегда последователен, но эта его непоследовательность, осознаваемая им, обернулась диалектикой живого чувства, которое и составляет сердцевину лирической поэзии, в особенности отечественной.

Он продолжал любить и ненавидеть, смиряться и бунтовать, удивляться красоте – природы, женщины. Блоковское «Ты как отзвук забытого гимна в моей черной и дикой судьбе» отзывается в стихах Александра не однажды.

Безупречные с точки зрения версификации («технически грамотные», как отзывался о них А. Гришин), далеко не все стихи Александра доходили до читателя. Причины были разные – одни обвиняли его в декадентщине (т.е. упаднических настроениях), в «мелкотравчатости», другие – вообще в том, что не пристало давать слово… уголовнику: «Ну что ему есть сказать? Ату его!».

О, Господи! Да если изъять все, что написано было людьми, по разным причинам и в разное время побывавшими «по ту сторону колючки», что останется от русской поэзии?! Ведь «сидельцами» были Ярослав Смеляков и Виктор Боков, Юрий Домбровский и Борис Чичибабин, Николай Заболоцкий и Варлам Шаламов, Семен Липкин и Анатолий Жигулин – и это лишь малая толика имен.

…«Сотни моих стихов валяются дома в черновиках, архивах. Сотни, рожденных жить, но уготовано им пропасть, – с горечью и отчаяньем писал Александр Смирнов, заключенный ЯЦ 34/1, 5-го отряда, по адресу одной из редакций, где его без объяснения причин упорно не хотели публиковать. – …Я заказал себе от силы три-четыре года жизни. Больше жить не могу. Страшно. Больно. Одиноко. Цель моя теперь – выйти и умереть дома. Не по-собачьи, «в заколючье», с номером на ноге, а именно дома. Среди травы, деревьев – единственно не забывающих, помнящих меня».

В конце письма, извиняясь за «вспыльчивость и мальчишество», он еще раз просит прочитать все-таки его стихи. И вновь задается вопросами, не дававшими ему покоя:

«Стоит ли мне действительно жить? Или не надо».«Ни-че-го! Ни критики, ни одобрения, ни реплики. Страшное одиночество Помните нашего Белова? Силища! Я плакал, когда читал Хватились же, когда он покинул всех Он был калекой. Физически. Это страшно. Это больно. И никого рядом. Я калека. Душевно. Вернее, урод. Это же больно. И тоже никого рядом. Его приковала коляска Меня приковала тюрьма И никого рядом».

Деликатный и в то же время строгий как к себе, так и к другим, Гришин не мог оставить это письмо без ответа, пусть и несколько запоздалого. «Я действительно лично виноват перед Александром Смирновым, – писал он 21 января 1995-го. – Нет, не в том, что когда-то написал ему, что присланные мне стихи не несут ничего нового (наверное, я так тогда думал). Я виновен в том, что подготовленная мной его подборка… года три назад потерялась в недрах редакции. Так бывает. Но от этого, увы, не легче, и моей личной вины не снимает. Человек-то ее ждал…».

Те, кто близко знал Сашу Смирнова, подтвердят, насколько он был незлоблив, беззащитен, непрактичен, не приспособлен к жизни, но можно ли ставить это человеку в упрек? В том же письме, обращаясь к тем, с кем сталкивала его судьба, он пишет: «Мой добрый Гришин…», «Блестящий Леня Ткачук…», «Мой добрый, милый Отто Оттович Кох…», – совершенно искренне, сердечно, без тени иронии: не в его это было правилах…

Рано оставшись без отца – Алексей Константинович скоропостижно скончался, когда сыну было десять лет, – Саша всю свою сыновнюю любовь отдал маме, Елизавете Анфиногеновне. Именно ей, самому дорогому человеку, он посвятил свои самые, пожалуй, сокровенные строки:

«Ты меня по утрам дожидаешься,
Что ни скрип во дворе ты к двери
Но все время глазами встречаешься
Лишь с лучами холодной зари.
Вечерами глядишь вдоль дороженьки
Не иду ли, не еду ль к тебе?..
И гудят онемевшие ноженьки,
И туман пред глазами в избе.
Извелась без меня ты, измучилась.
По хозяйству, по дому одна.
По забытому «мама» соскучилась
И лет двадцать не слышишь «жена…».
Ты, как яблонька, волосом белая,
С загрубевшей корою морщин,
Дорогая моя, престарелая
Я навеки пропавший твой сын».

                                                                  (Дается в сокращении. – В.П.).

Наверное, благодаря матери родилось и стихотворение «Маленький рай», казалось бы, очень незатейливое, описательное, но вобравшее в себя столько любви и признательности – к матери, к своей малой родине…

Что касается «мелкотемья», «мелкотравчатости»… Николай Рубцов, которого Саша называл в числе любимых своих поэтов, писал в одном из писем: «Думаю, что стихи сильны и долговечны тогда, когда они идут через личное, через частное, но при этом нужны масштабность и жизненная характерность настроений, переживаний, размышлений…».

И далее: «По-моему, легковесными стоит считать стихи, которые лишены всякого настроения, а значит, и поэтического смысла, а не те стихи, в которых выражено легкое настроение или состояние духа, и выражено легко».

Сборнику «Пересечение света…» предпослан эпиграф: «Знаешь, я не буду многословен, лучше сердцем к строкам прикоснусь…». Саша действительно писал сердцем, как бы банально это ни звучало.

Я не верю в мистику, но… Николай Рубцов был убит в ночь с 18 на 19 января. «Я умру в крещенские морозы,/ Я умру, когда трещат березы…». «Угадано день в день. И даже состояние природы предсказано», – писал друг Н. Рубцова, поэт Виктор Коротаев.

Саша Смирнов погиб в ночь с 18 на 19 января. Погиб, как и предсказывал в одном из своих стихотворений: «Слабость подкосит уставшие ноги,/ Рухну в сугроб, задыхаясь от стона…».

В одном из морозных дней 2009 года на окраине Зубарева, возле живописного пруда, случился пожар: дом Смирновых сгорел дотла, осталась лишь баня. В огне сгорели книги, рукописи, все рисунки Саши (мама его умерла немногим ранее). Сам он остался жив, но это ЧП, очевидно, приблизило его трагический конец. 20 октября ему исполнилось бы 55…


11959