2013 год отмечен в России особой датой – 400-летие Дома Романовых. Два российских императора Александр II и Николай II посетили Тюмень. По иронии судьбы цесаревич Александр только готовился вступить на престол, Николай II был свержен с трона. Всего же в нашем крае побывали 16 представителей Дома Романовых. Мы расскажем о самых любопытных фактах их визитов.
Вояж великого князя
Весной 1837 года император Николай I отправил своего 19-летнего сына великого князя Александра (будущего императора Александра II) в большое путешествие по России. Маршрут поездки отпечатали в военной типографии в брошюре на 29 страницах.
Отец собственноручно составил инструкцию: во сколько часов его высочеству вставать и ложиться спать, где бывать, с кем обедать, какие приемы посещать и даже что танцевать: « …с некоторыми из почетных дам – польский, с молодыми же знакомыми и лучше воспитанными – французские кадрили две или три». Задача задуманного вояжа состояла в следующем: «Путешествие имеет двоякую цель: узнать Россию, сколько сие возможно, и дать себя видеть будущим подданным». Ни много ни мало, а 12 тысяч верст проехал Наследник престола, обозрел империю на востоке до Урала и Западной Сибири, на западе до Смоленска, на юге до Елизавет-града. 11 экипажей при 37 лошадях проделали непростой утомительный путь.
Поэт Василий Жуковский, сопровождающий цесаревича в поездке, сделал краткую запись в своем путевом дневнике: «31 мая. Переезд из Екатеринбурга в Тюмень. Длинный город на берегу Туры. Приезд в дождь. Встреча. Толпа. Бухарцы. Я ночевал у вдовы Матрены Алеиной. Характер физиономий жителей. Три нюанса встречи: искренность, простое любопытство, благодарность…».
О визите цесаревича в наш город историк XIX столетия Николай Абрамов живо и содержательно описал в очерке «Город Тюмень». Он замечал, что «31 мая 1837 года неизгладимыми буквами должно быть начертано в летописях Сибири». Разные были времена, идеология выставляла оценки событиям, но Абрамов оказался прав. В музее «История дома XIX-XX вв.» на улице Республики, 18 этому событию посвящена богатая и интереснейшая экспозиция. Появление в ней восковых фигур цесаревича Александра и поэта Василия Жуковского вызвало в свое время фурор.
В том доме (особняк Иконникова) двукратно на ночлег в первый путь в Тобольск мая 31 и обратно – июня 4-го останавливался Его императорское Высочество, цесаревич Александр.
У народа много было нужд, отчаянные бросались прямо под копыта лошадей, чтобы передать цесаревичу для положительного решения свои бумаги. Охрана отгоняла людей от процессии, но какое там! Интересно, что пробился к Наследнику какой-то тюменский изобретатель пожарной машины. Не за себя ратовал, за благополучие города, так как пожары были настоящим бедствием.
В Тюмени сохранилась Спасская церковь, которую посетил цесаревич. Православные терпеливо ждут желанного дня, когда ее освободят-таки от фондов краеведческого музея.
Однако, какую наружность свою показала Тюмень для знаменитых путешественников? Из дневника Жуковского: «1 июня. Переезд из Тюмени в Тобольск. Город (Тюмень. – Прим. Е. Д.) бедный. 10 церквей. 6 каменных обывательских домов, не считая казенных. Присутственные места в постоялом дворе. Голова Иконников. Улучшенная им больница городская. Ужасное состояние острога и больницы ссыльных. Болезни.
Венерическая болезнь… Татарские деревни. Кладбище в роще. Мечеть. Бедные избы. Скирды с хлебом. Разлив Туры. Пустые деревни. Множество уток. Весьма бедные деревни».
4 июня. Переезд из Тюмени в Курган. Бедственное начало дня в Тюмени. Раздавленная женщина. (Подробности происшествия Жуковский почему-то зачеркнул. – Прим. Е. Д.). «Выезд из Тюмени был несчастный. В толпе народа, стремившегося за великим князем, женщина подвернулась под лошадей, и ее ушибло колесом. Я оставил ее на руках нашего подлекаря; не знаю еще, что он скажет. Городничему дано 200 рублей для лечения. Но этого мало». Пока Жуковский хлопотал о несчастной, кортеж умчался, и ему пришлось его догонять.
По отбытии августейшей особы из Сибири тюменцы по предложению городского головы Иконникова 20 августа составили акт, в котором постановили площадь называть Александровской, а улицу – Царской.
Визит великого князя Владимира
Великий князь Владимир (третий сын Александра II) 27 июля 1868 года посетил Тюмень, своими глазами увидел город, в котором побывал его отец 30 лет тому назад. Тюменцам было что показать. В Александровском саду специально организовали выставку промышленных изделий. Великий князь остался ею доволен, на память собственноручно посадил в саду кедр. Кедр, увы, не сохранился, а памятные медали выставки стала великим раритетом: одна хранится в музее, другая – в частном собрании.
Не уцелел и дом, в котором останавливался царский сын. Особняк принадлежал богатому купцу Семену Трусову, и стоял он в Трусовском переулке (нынешняя улица Перекопская). В 1871 году Семен Михайлович построил Сиропитательное заведение (первый детдом Тюмени), который назывался Владимирским в честь великого князя.
Часть краеведов считает, что первым памятником в Тюмени была мраморная пирамида на Московском тракте, установленная на месте, где купцы простились с царским сыном, провожая его в дальнюю дорогу. В 1917 году ее убрали.
Ссылка последнего Императора
Тобольск – место ссылки свергнутого царя, Мекка для туристов. В Тюмени же Романовы были дважды проездом в августе 1917 года и апреле-мае 1918-го. Царскую пристань, по которой прошел свергнутый царь, помазанник Божий, православные считают святым местом. Здесь совершаются крестные ходы, здесь, случается, мироточат иконы.
Возле Царской пристани на улице Госпаровской, 3 (бывшей Новозагородной) сохранился двухэтажный добротный дом. В нем до революции располагалось Правление первого сибирского пароходства Игнатова - Курбатова. Нет сомнений, что Николай II, находясь на палубе парохода, на прощанье смотрел на берег Туры. На крыше здания тогда была огромная вывеска «Правление», красовалась наблюдательная башня.
В этом доме замечательными людьми Тамарой и Виктором Савченко, а также усердием казачества создан прекрасный музей, который так и называется Царская пристань. (Подробно мы рассказывали о нем в номере «ТП» от 10 октября с.г.).
Кроме того, в Ильинском монастыре организована царская комната, посвященная святым Царственным страстотерпцам. Возле памятного креста установлена мраморная плита, на ней начертаны слова из дневника Императора: «4 августа 1917 год (ст. стиль). Перевалив Урал, почувствовали значительную прохладу. Екатеринбург проехали рано утром. Тащились невероятно медленно, чтобы прибыть в Тюмень поздно, в 11.30 часов. Там поезд подошел почти к пристани, так что пришлось только спуститься на пароход. Наш называется «Русь». Началась перегрузка вещей, продолжавшаяся всю ночь. Отошли от Тюмени около 6 часов».
Во многих книгах, особенно изданных при коммунистическом режиме, авторы пишут: «экс-император» или вообще не указывают титул Николая II. Но еще епископ Гермоген отмечал: по «данным священного писания, государственного права, церковных канонов канонического права, а также по данным истории, находящиеся вне управления своей страной бывшие короли, цари, императоры не лишаются своего сана».
17 июля 1918 года царская семья была убита. Однако всех Романовых, пребывавших за границей, большевикам уничтожить не удалось. Тюмень 12-13 июля 1993 года посетили великие князья Леонид Георгиевич, Георгий Михайлович и великая княгиня Мария Владимировна. Они были приняты мэром Степаном Киричуком, посмотрели места, связанные с пребыванием августейших особ в нашем крае.
И, наконец, сноха последней российской великой княгини Ольги Александровны Куликовской-Романовой (сестры Императора) – Ольга Николаевна несколько раз посещала Тюмень. В 2007 году она привозила в музей изобразительных искусств выставку «Искусство великой княгини». Привезла не случайно. В 1916 году эта великая княгиня инкогнито при содействии Григория Распутина ездила на поклонение мощам св. Иоанна Тобольского. И путь ее лежал через Тюмень. Великая княгиня Ольга Александровна была изумительной художницей, в музее Царская пристань можно увидеть копии ее картин.



