Решая единую задачу

Халиду Хамитовну Каримову в Нижнетавдинском районе знают многие и величают на русский манер Галиной Егоровной. Она – почетный работник общего образования РФ. Воспитала много сильных математиков. Большой вклад внесла и в развитие профсоюзного дела. Возглавляла райком профсоюза работников народного образования и науки. С ней мы встретились в кабинете начальника управления образования района Ивана Андреева, которого я также попросил принять участие в разговоре.

Судьба у Галины Егоровны интересная, насыщенная событиями.

– Я начинала работать в школе-интернате, – рассказывает она. – Вступила в партию, вскоре первый секретарь райкома Котов предложил стать секретарем райкома комсомола. Я отказывалась, мол, люблю математику, люблю работать с детьми. А Котов мне: ты ничего не теряешь, в комсомоле тоже будешь с детьми и молодежью. Эту должность я занимала пять лет. Потом вернулась в школу, но уже в общеобразовательную. Была заместителем директора в училище – филиале политехнического колледжа, преподавала математику. Затем ушла по болезни. После избрали председателем райкома профсоюза.

– Интересно было на профсоюзной работе? – спрашиваю.

– Очень. Какие районные смотры художественной самодеятельности педагогических коллективов мы устраивали! Сколько было талантливых учителей! Кто-то стихи писал, кто-то песни сочинял. Подарки победителям конкурса готовили совместно с управлением образования. В спартакиаде трудовых коллективов до сих пор участвует наша команда «Педагог». Сначала говорили: учителей из сельских школ не брать. Извините, но у нас в Нижней Тавде были только две школы и детсад, а выступать нужно было в разных видах спорта. Убедили организаторов. Часто занимали призовые места.

В те годы, когда Галина Егоровна работала председателем профсоюза работников образования, вводилась отраслевая система оплаты труда (ОСОТ). Новую систему впервые применили в нашей области в качестве эксперимента и всего в двух районах – Тюменском и Нижнетавдинском. В последнем экспериментальными площадками стали средние школы в Тюнево и Чугунаево. Многое в этом нововведении было непонятного. Учителя выражали недовольство. Каримовой приходилось проводить разъяснительные семинары, приглашала на них начальника управления. Что же нового было в ОСОТ?

– Ввели, например, понятие «ученик-час», – рассказывает Галина Егоровна. – Представьте, в моем классе, скажем, сорок ребятишек, а в какой-нибудь сельской школе – человек пять. А оплата у нас была одинаковая. С 2004-го, когда применили ОСОТ, стали учитывать не только количество учащихся, но и вклад учителя в образовательный процесс. Это и дополнительные занятия, и успеваемость, и победы школьников на предметных олимпиадах. Появилась возможность стимулировать педагогов. Вместе с тем, чтобы набрать часы для хорошей зарплаты, учителю малокомплектной школы приходилось вести шесть предметов. Если педагог вел малознакомый ему предмет, то о каком качестве можно было говорить?

– Желание учителей хорошо трудиться, добиваться высоких результатов совпало с поощрением их усилий, – добавляет Иван Никифорович. – А недовольство проявляли те, кто не совсем понимал специфику работы в школе. Когда учитель напряженно трудится, помогает талантливым ребятам совершенствовать знания, ведет «звездочку» к новым достижениям, такого педагога надо поощрять. Уравниловки не должно быть. Через год-два учителя пришли к пониманию новшеств, и, конечно, отношение к работе изменилось.

Иван Никифорович, вам как человеку, ответственному за образование в районе, трудно было работать с профсоюзами?

– Я всегда находил время для профсоюзов, вникал во все вопросы, которые они поднимали. Ведь профсоюз является стабилизатором коллектива. Если руководство района это понимает, можно создать в школах хороший микроклимат.

А сегодня в чем вы видите роль профсоюзов?

– Прежде всего в создании хорошей психологической атмосферы в коллективах. Каждый учитель должен знать, что он защищен своим руководителем и дважды – профсоюзом. Потому и существуют коллективные договоры, главным принципом которых должна быть забота об учителе. Профсоюзы, к примеру, должны организовывать полноценный отдых педагогов. К сожалению, сейчас мы не можем обеспечить оздоровительными путевками всех желающих. Предстоит совместно с профкомом в этом плане что-то предпринять.

– Что касается отдыха, – добавляет Халида Хамитовна, – в мое время с этим было гораздо проще. Мы получали много путевок в санатории. Могли отправить на отдых и детей работников образования.

Выйдя на пенсию, Галина Егоровна продолжает общаться с коллегами по педагогической и профсоюзной деятельности в Нижней Тавде и Тюмени. Сейчас больше времени приходится бывать в Кускургуле, где живет ее больная мама. Туда добраться можно только самолетом. Но часто ее просят выручить – заменить в школе кого-то из учителей. Галина Егоровна всегда рада прийти на помощь коллегам.


11782