В российской культуре большое событие – 10 октября после реставрации распахнул двери главный дом историко-художественного и литературного музея-заповедника «Абрамцево». Новому руководству музея во главе с Еленой Ворониной удалось развеять опасения культурной общественности за судьбу усадьбы и за два года провести реставрационные работы при участии лучших мастеров Москвы и Санкт-Петербурга. Торжество приурочено к крупной дате в истории музея – 95-летию с момента выдачи А.С. Мамонтовой, последнему владельцу усадьбы «Абрамцево», Охранной грамоты Наркомпроса.
Автору этих строк довелось быть в числе первых посетителей обновленного дома. Свидетельствую: реставраторам и экспозиционерам удалось сохранить дух усадьбы, центра российской культуры на протяжении многих десятилетий.
Органичное взаимодействие двух периодов в истории усадебного дома – аксаковского (1843–1870 гг.) и мамонтовского (1870–1918 гг.) – позволило расширить исторические границы повествования. Пройдя по залам, воочию представляешь атмосферу, окружающую С.Т. Аксакова в период создания известной трилогии «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука», «Воспоминания». Сыновья писателя также оставили яркий след в истории России. Константин был известным деятелем славянофилов, и в круг его друзей входили приверженцы этого движения: Хомяков, Самарин, Погодин, братья Киреевские. Иван приобрел известность на ниве поэзии и публицистики. Незаурядной личностью была и старшая дочь Аксаковых, Вера. Талантливая художница, она так же, как отец и братья, обладала литературным дарованием. Известен дневник, который она вела в годы Крымской войны 1854–1855 гг., с обвинением Николая I и его правительства в поражении России.
Гостями Аксаковых были многие известные деятели культуры. Молодой Тургенев, дважды бывавший здесь, позднее изложил свои впечатления на страницах «Дворянского гнезда». Не раз бывал в Абрамцево и Гоголь. В 1849 году он прочел хозяевам дома главу из второго тома «Мертвых душ».
В 1970 году дочь Аксаковых Софья продала дом Савве Ивановичу и Елизавете Григорьевне Мамонтовым. Бережно сохраняя память о прежних владельцах, Мамонтовы дали новый толчок развитию усадьбы. По их инициативе здесь было образовано творческое объединение, вошедшее в историю российской культуры как «Мамонтовский художественный кружок». Его участниками были художники В.Д. Поленов, братья В.М. и А.М. Васнецовы, И.Е. Репин, М.А. Врубель, В.А. Серов, К.А. Коровин, И.С. Остроухов, М.В. Нестеров. В Абрамцеве родились такие шедевры русской живописи, как «Девочка с персиками» В.А. Серова, «Богатыри» В.М. Васнецова, «Видение отроку Варфоломею» М.В. Нестерова, «Крестный ход в Курской губернии» И.Е. Репина. В Абрамцеве появляются две мастерские – столярная и керамическая, домашний театр. При Мамонтовых преобразилась жизнь старой усадьбы. Появились новые строения, подчеркивающие красоту подмосковной природы: «Студия-мастерская», «Баня-теремок», выполненные в русском стиле, церковь Спаса Нерукотворного, в ограде которой находится семейный некрополь Мамонтовых.
На церемонии открытия присутствовали потомки С.И. Мамонтова: В.О. Волков, Н.А. Щельцын, Чернышевы (все они в разные годы бывали в Ялуторовске, на родине Саввы Ивановича). Ученый совет, на котором мне довелось представлять тюменскую культуру и Ялуторовский музейный комплекс, дал высокую оценку качеству реставрации и созданию экспозиции в усадебном доме. Состоявшаяся на следующий день научная конференция «Абрамцевские чтения-2013» продолжила традицию научных форумов, открывающих новые страницы в биографии усадьбы.
Среди множества подарков виновникам торжества не затерялась филейная шаль, выполненная одной из лучших ялуторовских мастериц Татьяной Тарасовой. Эта яркая, самобытная работа передана в дар музею-заповеднику от имени главы г. Ялуторовска Игоря Горшкова.
Сама погода благоприятствовала созданию особой торжественности праздника в Абрамцеве. Стояла теплая золотая осень, и на память невольно приходили неповторимые поленовские пейзажи: «Березовая аллея», «Верхний пруд в Абрамцеве», «Река Воря».



