В январе 1948 года министр геологии И.И. Малышев издал приказ об образовании в нашем крае нефтеразведочной экспедиции. А в сентябре на экзамене в киевской партийной школе одному из слушателей достался вопрос об экономике Тюменского региона. Ответ, в котором он доказал, что Западная Сибирь бедна полезными ископаемыми, полностью удовлетворил комиссию, слушатель получил зачет. По иронии судьбы, этим человеком оказался будущий первый секретарь обкома Тюменской области Борис Щербина.
…На одном из совещаний в Новосибирске было решено начать разведочное бурение на юге региона вдоль Транссибирской магистрали. Первую скважину пробурили недалеко от Текутьевского кладбища. Вместо нефти она дала минерализованную воду. За несколько лет огромной исследовательской работы пробурили несколько сотен скважин, но нефти так и не было. Геологические НИИ рекомендовали начать разведку на Севере.
В 1953 году решили пробурить опорную скважину на Казыме, правом притоке Оби. Лето выдалось жарким, речка обмелела, начальник партии А.Г. Быстрицкий распорядился установить буровую недалеко от поселка Березово. Причем место выбрали там, где удобно было принимать оборудование, а не в рекомендованной точке.
Рабочий вечер 21 сентября на скважине Р-1 Березовской буровой партии проходил, как обычно. Когда поднимали инструмент, из скважины «выбросило» 200 метров пятидюймовых труб и долото, а затем ударил газоводяной фонтан. Случилось историческое событие в 21 час 30 минут.
По всем нормам – это авария, но люди ликовали. Высота фонтана достигала 30 метров, значит, в скважине много газа. Позже подсчитали – более миллиона кубических метров в сутки, что говорило об открытии богатого газового месторождения.
Начальник Березовской буровой партии Г.Д. Сурков отправил управляющему трестом «Тюменьнефтегеология» А.К. Шиленко срочную радиограмму: «Выброс при подъеме инструмента. Давление на устье 75 атмосфер. Срочно ждем самолет».
Случившееся развеяло все сомнения и позволило дать окончательный ответ на вопрос: «Искать или не искать?». Тюменские геологи и геофизики смело заявили: основой экономики Тюменской области в будущем должна стать нефтяная и газовая промышленность.
В сентябре 1957 года в Тюмени создали территориальное геологическое управление Главгеологии РСФСР с правом производства геологоразведочных работ на все виды полезных ископаемых.
Летом 1959 года начальник геологического управления Ю.Г. Эрвье вызвал к себе одного из лучших буровых мастеров С.Н. Урусова и предложил ему выехать на Север, где в устье Конды сейсморазведка обнаружила перспективные структуры. Урусов посовещался с членами бригады. Решили ехать вдесятером: помбуры В. Шидловский и А. Распопов, дизелисты И. Усольцев, Н. Пашков и другие. Недостающих рабочих набрали на месте из лесников, охотников, рыбаков.
Палатку поставили на берегу реки. Вокруг высоченные сосны, комары и мошка. Проектная глубина скважины Р-2 1405 метров. Обнаружили ручеек нефти. Дебит составил одну тонну в сутки. Эту радостную весть сообщила 4 октября 1959 года областная газета «Тюменская правда». Надо искать настоящее месторождение, промышленное. Скважину Р-7 прошли на одном дыхании. И вот 24 апреля 1960 года была получена первая промышленная нефть Тюмени объемом 10-12 тонн в сутки.
Следующая скважина Р-6 находилась на берегу Конды. Пробурили ее в мае. До проектной глубины 1523 метра прошли за 18 дней. Урусов почти двое суток был на буровой. Под утро его сморило, и он прикорнул у ближайшей сосны. Разбудил его шум: «Есть фонтан!». Начальник экспедиции М.В. Шелавин передал в Тюмень срочную радиограмму. Чтобы не пугать цифрами в ней было несколько слов на азербайджанском языке «ики юз али – уч юз». Дебит скважины составлял 250-300 тонн в сутки. Так, 21 июня 1960 года начиналась большая нефть Тюмени.



