«Невеста человечества»

Вы слышали о поэтессе Ксении Некрасовой? Встречались с ее творчеством? «Я полоскала небо в речке…». Ее стихи знала сама Анна Ахматова. Она писала, что на свете она знает лишь двух гениальных женщин: Марину Цветаеву и Ксению Некрасову.

Ксения Некрасова родом из Ирбитских Вершин. До Тюмени сто верст с небольшим. Были времена, когда Тюмень и Вершины жили под одной административной крышей в Уральской области.

Исследователь Сибири, писатель, журналист Анатолий Омельчук со всей страстью натуры бросился на поиски разгадки драматической судьбы гениальной землячки – любимой героини его читательного детства. Так началась работа над телефильмом, который впоследствии Омельчук назвал – от сердца – «Невеста человечества» (режиссер Марина Тугаринова).

Телерадиокомпания «Регион-Тюмень» презентовала эту уникальную работу на родине Ксении в Сухоложье, в День города Сухой Лог. Здесь всё не просто, как и в жизни их странной землячки, которой – по Омельчуку – был дан дар слова. Сухоложью более 300 лет, деревне детства Ксении – Алтынай – 285, а город Сухой Лог праздновал свое 70-летие.

Город гулял, радовался жизни: пели, плясали, играли, запускали в небо разноцветные шары, ели мороженое. Но вот что интересно. В День города запланированы художественная гостиная, литературный салон, встречи с местными художниками и поэтами. Это – в традициях Сухоложья. Прав автор фильма Анатолий Омельчук (он чувствует это кожей..., а, может, сердцем?), что «именно эта земля – перекресток континентов – и могла родить столь естественного поэта. Ксения Некрасова, скорее, не явление литературы. Поэт Ксюша – явление природы. Что может быть странным в ее поэзии и творчестве? Она, как и ее односельчане, произведение Ирбитских Вершин».

В Доме культуры Сухоложья, где и состоялась презентация телефильма «Невеста человечества», – весь литературный и культурный бомонд. Приехали деревенские с Алтыная, Ирбитских Вершин, с Елок – с тех самых холмистых мест, где равнина поднимается в горы.

40 минут полной тишины. Тишины взахлеб, когда в воздухе ощущается дыхание и душевное волнение. Земляки Ксюши гордились. Они и сами-то узнали о ней по-настоящему чуть более года назад – в год ее 100-летия. Библиотекарь из деревни Алтынай Зинаида Рыкова взволнованно рассказала собравшимся, как они со старожительницей Анной Брылиной искали родовые истоки Ксении. Анна Брылина еще успела поделиться всем, что знала, выискала, что познала, открыла в творчестве своей гениальной землячки с автором фильма Анатолием Омельчуком. Теперь и ее нет на свете. Ксения Некрасова умерла в 1958 году, а Анна Брылина в 1950-м была определена в председатели сельсовета. Анна Прокопьевна еще успела открыть главные стихи своей жизни и сказать свои слова в телефильме «Невеста человечества». Сухоложцы с упоением смотрели телефильм на большом экране, узнавая родные, знакомые места: речки, сосновые и березовые рощи, холмы, озера, захолустные деревеньки, зеленые лужайки, солнечные опушки, по которым когда-то бегала, бродила и Ксения.

Раскрыть драматическую, даже трагическую судьбу поэтессы, переложить ее стихи на экран через портреты Ксении, воспоминания односельчан о тех далеких временах, через свидетельства архивных и музейных работников, не прерывая при этом течения времени, ведь – по Омельчуку – Ксения – живущая! – все это неведомым образом удалось режиссеру фильма Марине Тугариновой. Вполне естественными, незатейливыми телевизионными средствами. «Мне очень помогли, – призналась Марина, – глубинные, сложные, многослойные съемки нашего телеоператора Александра Алемасова». Травка-муравка, деревенские домики середины прошлого века, захолустные деревеньки, речки с редким и пугливым всплеском, окна настоящего дома, где жила Ксения Некрасова, крылечко, на котором рождались стихи, – все снято в деталях, поэтически, будто Саша в глазок видеокамеры рассмотрел Ксюшины времена. Режиссерский рисунок и операторские картинки не нарушили авторских исследований и философских, лирических размышлений Анатолия Омельчука. Потом сообща придумались детские рисунки, деревенские пацаны на рыбалке, девичьи босые ноги на росистой траве… В первом варианте стихи Ксении звучали в актерском исполнении. Нарушалась гармония фильма, и Марина Тугаринова прочитала их сама – прониклась, пропиталась Ксюшиными стихами. Сложилось!

Сегодня земляки пишут стихи, посвященные Ксении, посвящают ей песни, своими силами создали фильм. Как только узнали о ней… Рисуют ее портреты. Ее рисовали многие: Илья Глазунов, Роберт Фальк… «Ее лицо трудно поддается изображению», – сказал на презентации екатеринбургский профессор, исследователь творчества Ксении Некрасовой, доктор филологии Леонид Быков. Он – земляк Ксюши, родом тоже с Вершин. С Сухоложья. И далее: «Она разная – на всех портретах. Все портреты Ксении использованы в фильме «Регион-Тюмень». Фильм произвел столь сильное впечатление, что после завершения зал несколько секунд потерянно молчал. Застыл. Как бы опомнившись, взорвался аплодисментами: «Прекрасный фильм! Спасибо! А мы многого не знали! Спасибо вам!». Первый вопрос к участнику фильма – своему земляку – профессору Быкову: «Может, не стоило ей покидать родных мест?». – «Нет, – ответил Быков, – никто бы о ней не узнал. Боюсь, что так. Ведь ее поддерживали Николай Асеев, Степан Щипачев, Евгений Евтушенко. Они понимали ее штучность».

Сторожитесь вглядеться
в пучину цветка –
На дне седых чаш
Лежит золотой глаз
Неутоленной весны…

Александр Эрих, местная знаменитость, авторитетный человек (он из ссыльных). Работал в детском саду. Композитор, поэт, музыкант, почетный гражданин города. Человек с большой гражданской позицией – так сказали сухоложцы – настоящий подвижник и патриот города. Всю жизнь положит, чтобы прославить свой город, родной край. Для него фильм регионального государственного телевидения «Регион-Тюмень» о великой землячке – счастье. Омельчук в фильме не использует этого слова – великая. У него Ксюша – «Чудо! Явление природы. Она настоящая, истинная, естественная, подлинная, живая. Живущая. Ее слова проросли. Они родились в ней».

И вдруг зари багровый луч
Поверхность мглистую задел.
Сугроб в тиши зарозовел,
А небеса, как вздох весны,
Вдруг синим цветом зацвели…

Неисправимый ксенофил Леонид Быков поясняет собравшимся в сухоложском Доме культуры: «Она писала с таким чувством, что она – первой на этой земле – стала поэтом. Не по рангу, не по значимости, а первая – по происхождению. Не было на земле поэтов, и вот появилась она… Первая из тех, кто почувствовал себя поэтом…».

Всех взволновали и родовые истоки Ксении. Во всех своих автобиографиях она путается, пишет по-разному – многие факты не находят документальных, архивных подтверждений. По одной из версий, Ксения – приемная дочь семьи горного инженера Александра Некрасова. В Алтынае работали золотоносные шахты. В годы гражданской войны Некрасовы покинули Сухоложье. След потерян.

Храните родину мою!
Ее берез не забывайте,
Ее снегов не покидайте.
Не плачьте, мои стихи, не плачьте.
Одень на плечи рюкзак,
Русскую палку в руки возьми,
Иди по неведомым звездам дорог,
Себя людям неси.

Так писала – и так жила Ксения Некрасова, о которой Михаил Пришвин вспоминал: «Невзрачная, нелепая, необразованная, неумеющая, но умная и почти что мудрая». Странной ее считали все. Илья Глазунов поделился в фильме: «Она производила впечатление очень странной… В ней что-то было от русской юродивой». Леонид Быков по этому поводу заметил: «Ее душа была не на месте, а парила в красоте». Какое-то время Ксения училась в Литературном институте в Москве.

Алексей Лешуков – человек деревенский: и слесарь, и сварщик, и кузнец, и на дуде игрец, тоже открыл для себя стихи жизни. «Фильм, по моему мнению, сделан по ее стихам. Это лучшее, что можно было сделать. У меня есть стихи (они напечатаны), посвященные нашей странной Ксюше.

Стояли ели сказкой незабытой,
Лежал Урал в душе ее открытой.
Родным углом с березкой у ворот.
Всё было в ней, по-детски беззащитной.
Познала жизнь суровую она.
И тут же следом горем неумытым
Прошлась по ней жестокая война.

Люди говорили и говорили, делились впечатлениями, вспоминали стихи Ксении, высказывали свои предположения. Все на эмоциях. С большим чувством: «Ваш фильм для нас – настоящий праздник. Вы сделали нам удивительный подарок ко Дню города, – сказал заместитель главы города Сухой Лог Роман Валов. – Смотрите, как вы взбудоражили весь город. Наши сухоложцы знают о Ксении Некрасовой с 2012 года. Представьте: хватило года, чтобы наши дети, школьники стали читать ее поэзию. Многие знают ее действительно порой странные строчки наизусть».

«И не надо ее вписывать в литературный канон», – эта мысль Анатолия Омельчука, прозвучавшая в фильме, оказалась многим очень близка. Кто-то из зала заметил: «Теперь, посмотрев фильм «Невеста человечества», я стала больше понимать творчество Ксении Некрасовой!».

Обращаясь ко всем своим телезрителям, автор утверждает: «Ее можно читать только на русском. И если вам важно постигнуть истины вечного народа, изучайте родной Ксюшин язык». И далее: «Ее не знали при жизни. Мало знали. Сегодня ее помнят только те, кому это благословенно помнить. Это надо заслужить».

Ксюшины земляки заслужили. В Алтынайской средней школе, по лужайкам которой свободно бегают стремительные зайцы, а по школьному стадиону гуляют косули, открыли свой, маленький школьный музей. В небольшой комнатке – портреты Ксении разных художников. В центре – портрет Роберта Фалька: Ксения в длинном красном платье, в котором она и бродила по Москве и ночевала то у кого-то в ванной, то в сквере на скамейке. Ее книги, ее стихи… Нас встретили алтынайские школьники и сразу два директора: молодой Вадим Дзюбин, принявший школу совсем недавно, и Андрей Костицин, много лет проработавший в Алтынае, теперь возглавивший школу в городе Сухой Лог. Дети читали стихи Ксении, а два директора наперебой рассказывали о деревне – родине поэтессы, о том, как вдохновила всех жителей деревень: Алтынай, Елки, Ирбитские Вершины новость века, которую они получили в 2012 году в год 100-летия со дня рождения их землячки – Ксении Некрасовой – из Союза писателей России.

Еще одна деталь. Год назад случился пожар в отчем доме поэтессы. Встали все, буквально от мала до велика. Ксюшин дом отстояли. Для ее земляков – это главная память и главное достояние. У алтынайцев есть задумка – отыскать сына поэтессы. Известно, что его зовут Кирилл, что ему было 8 лет, когда его мама – удивительная и странная Ксения Некрасова – ушла из жизни, что мальчика определили в детдом. «Ему сейчас должно быть лет 60, – рассказали нам в школе, – попытаемся его разыскать. Ему было всего 8 лет, но, возможно, он что-то помнит о матери…».

Я друга из окошка увидала
И, простоволосая, выскочила к нему на крылечко.
Он долго целовал мне руки, шею, плечи.
И мне казалось, что сам могучий клен
Ласкает меня своими листьями.
Долго мы стояли на крылечке.
И, колебля хвойными крылами,
Стоял Урал на мощных лапах.

Свой фильм «Невеста человечества» Анатолий Омельчук завершает словами-размышлениями…, пожалуй, нет, – утверждением: «Вы хотели бы радоваться жизни? Не получается? Ксения Некрасова – честное слово! – вам поможет: «Я полоскала небо в речке».


11054