Много ли пожилому человеку надо? Чтоб дети были счастливы, чтоб внуки росли в достатке и жили в радости. А сам вроде как уже и не в счет. Да нет уж, Чарльз Спенсер Чаплин, например, взял в жены совсем молодую девушку и в 72 года «родил» последнего ребёнка. Представляете?
Думаете, в ХМАО таких нет? Да сплошь и рядом. Своими глазами видел в парке на танцплощадке, где в теплые дни по вечерам старички собираются. Кавалеры вокруг дам гоголем ходят, а те еще и выглядывают, кто статью лучше вышел, да у кого седин поменьше. Ну, это все из области лирики, а если серьезно на жизнь посмотреть, то поймешь, что каждая копейка у стариков на счету, ибо не одним святым духом пробавляется человек. Мало, наверное, кто знает из нынешнего розовощекого поколения, что в 2005 году в Урае было открыто представительство Ханты-Мансийского негосударственного пенсионного фонда.
Пенсионеры доброе и полезное нововведение с ходу на себе почувствовали, ведь на свет божий появилось не какое-то мертворожденное дитя. В историю полноправно вошел Фонд уважения к человеку, который лучшие годы своей жизни отдал честному труду. Понимаю, что это звучит немного высокопарно, но ведь так и есть. Правительство Югры приняло единогласное решение: учредить так называемую «губернаторскую надбавку» к пенсиям жителей округа. Кстати, никто его к этому не принуждал. Просто сложилось почему-то у некоторой части общества этакое обидное представление, будто те, кто на верху, не уделяют должного внимания тем, кто в народной массе… Надбавка к пенсии вроде и небольшая, но ведь многое значит, с какой социальной колокольни на это посмотреть. Люди почувствовали в первую очередь уважение к себе, ощутили не показную, а реальную заботу. Конечно, желаемое сопоставлялось с возможностями, ведь окружной бюджет – не бездонная бочка. Тем не менее Ханты-Мансийский округ стал одним из первых в Западной Сибири, кто предпринял реальные шаги в выполнении программы социальной поддержки в плане пенсионного обеспечения. Определенные меры в этом направлении предприняты и в других регионах. Тем не менее Югра остается пока единственной в России, где негосударственные пособия пенсионерам обрели не разовый характер, а установлены пожизненно. Конечно, это только первый шаг. Много еще сил и времени понадобится, чтобы довести до совершенства материальную базу социальной политики.
В городе Урае на сегодняшний день насчитывается около семи тысяч пенсионеров. Представительство НПФ ведет многоплановую работу не только с людьми, вышедшими на заслуженный отдых, но и с теми, кто еще готовится к этому этапу в своей жизни. В данном случае серьезное значение имеет формирование так называемого накопительного Бюджетного пенсионного фонда. Суть его, казалось бы, проста: у работающего человека по его согласию вычитается из зарплаты определенный процент, деньги откладываются в копилку, а по выходу на пенсию человек получает сумму, превышающую вложения в два раза. Сегодня в этой схеме участвует свыше 8 тысяч жителей ХМАО. Не остался в стороне и город Урай. Результаты пока скромные: в процесс накопления включилось чуть больше 9% жителей, но ведь работа в этом плане продолжается.
В последнее время вокруг как бюджетной, так и государственной накопительной части пенсии ходит много противоречивых толков. Одни в эту практику не верят, другие предпочитают копить на старость испытанным способом, самостоятельно откладывая средства в кубышку. Дескать, так надежнее. Убедить людей в целесообразности накопительного фонда – это тоже не легкая задача специалистов.
Руководитель представительства НПФ в Урае Елена Викторовна Ершова, мне показалось, весьма довольна своим коллективом.
Я тихонечко понаблюдал со стороны, как работают женщины. Заметен не только высокий профессионализм, но и умение находить с людьми контакт, ведь старички – народ не простой. Здесь с утра до вечера посетители. Каждому надо доходчиво объяснить порядок назначения дополнительной пенсии, которая, кстати, постоянно индексируется в сторону увеличения. Кроме того, существует немало специфических тонкостей, предусмотренных постановлением правительства округа. Например, выплата «губернаторской надбавки» приостанавливается в случае работы пенсионера по трудовому договору, предметом которого является оказание услуг на возмездной основе. Сюда же относится предпринимательская деятельность до достижения мужчинами возраста 60, женщинами – 55 лет.
Правда, от всех ограничений освобождены писатели, если объектом их трудовой и предпринимательской деятельности является литературное творчество, а так же художники. Почему-то подумалось: если мы, журналисты, относимся к категории тех, объектом деятельности которых является литературное творчество, то тогда я, можно сказать, не зря писал эту корреспонденцию. Ей Богу, не зря. Ведь «губернаторскую надбавку» мы будем получать, даже если, выйдя на пенсию, продолжим работать. Довесок, как уже говорилось, не ахти какой, но ведь не все в жизни пенсионера рублем измеряется. Подчас, куда большее значение имеют забота и внимание, осознание того, что тебя не забыли. Правительство Югры делает все возможное, чтобы пенсионерам жилось лучше. Вот это и есть конкретное, фактическое выражение социальной политики.



