Уже не первый год с весны и до бабьего лета включительно проводятся экологические автотуры как по уже известным туристическим маршрутам, так и в малоизученные уголки сибирской природы.
Их неизменным руководителем является известный фотомастер-натуралист, публицист, энтомолог, а в недавнем прошлом старший научный сотрудник музейного комплекса им. И.Я. Словцова Павел Ситников. В этом году под эгидой НП «Тюменский центр здорового образа жизни» он создал клуб «ЭКОТУР72» и успешно реализует очередную программу маршрутов.
– Павел Сергеевич, сначала об экспедициях, которые организует детское экологическое движение «ЧИР». В чем их отличие, скажем, от туристических походов?
– Экспедиция «ЧИР» проходит уже 23-й год подряд. Это палаточный лагерь, где подростки не просто топчут километры троп, а изучают дикую природу со своими профессиональными наставниками – биологами. Собирают коллекции, изучают специальную литературу. А потом пишут научные работы и защищают их на конференции. Экскурсии в природу тоже отличаются. Часто дети ходят не по тропам, как туристы, а по непролазному лесу и даже через болота. Вагайский район, в частности, территория будущего памятника природы «Крюковское», это легко позволяет.
– Знаю, что каждая экспедиция приносит в копилку исследований краснокнижных видов новые находки. Назовите самые необычные из них.
– Даже в сверхдождливую экспедицию «ЧИР-2013» было сделано несколько важных краснокнижных находок. Среди них: самый крупный жук-усач – дубильщик (прилетел ночью на свет лампы в последнюю ночь), бабочка – медведица-госпожа, тропической окраски мускусные усачи. Ранее там отмечали 45 редких видов флоры и фауны. Это самый «нашпигованный» редкостями памятник природы на юге Тюменской области. Все эти редкие экземпляры найдены только благодаря деятельности экспедиции «ЧИР» и сотням пар глаз юных натуралистов. О большинстве видов местные жители и работники лесного комплекса даже не догадывались. И теперь не верят. Но есть и фото, и коллекционные подтверждения каждого из редчайших видов.
– Павел Сергеевич, как дети переносят трудности походов, и насколько интересны им занятия по изучению природы в полевых условиях?
– Из ста юных экологов около пяти каждый год уезжают пораньше – не выносят жизни в полевых условиях. Среди нынешних подростков очень высокая зависимость от разного рода гаджетов: сотовых телефонов, телевизоров, Интернета... Некоторые городские дети не могут долго находиться среди гнуса, без пепси-колы и попкорна, без жалостливых родительских ласк. А вот деревенские чувствуют себя на природе как рыба в воде. Правда, вот рыбами им в этом году так и не пришлось себя почувствовать – купаться было запрещено. Научные работы писали почти все. Им это интересно. Тем паче, есть стимул: самая большая оплата местной валютой («чириками») как раз за призовые места в научной конференции.
– Скажите, есть среди юннатов ребята, которые постоянно участвуют в экспедициях, и вырастают ли из них настоящие экологи?
– Практически все, кто хоть раз побывал в «ЧИРе», хотят туда попасть ещё и ещё. Но только выходят за школьный возраст, как уже нельзя. Хотя некоторые «старички» потом работают вожатыми и даже биологами-специалистами. Среди воспитанников «ЧИРа» могу отметить Виталия Буракова, который возглавляет один из отделов в областном департаменте по землепользованию и экологии. Некоторые ребята поступают на биофак или геофак в ТюмГУ или ИГПИ. Но биологам потом трудно устроиться по специальности – нет ставок даже в Тюмени…
– Расскажите об экологических турах, которые вы разработали. Сколько уже проведено таких выездов-походов? Чем они интересны, и кого приглашаете поучаствовать в них?
– За неполных три сезона проведено 28 экотуров. Все они отличаются от обычных турпоходов тем, что мы там не отдыхаем с гитарой у костра и не поём песни до утра, а стараемся максимально изучить природу, как древнюю (палеотуры), так и современную (памятники природы и заказники). Показываем и даём качественно сфотографировать все интересные и краснокнижные виды флоры и фауны. А в свободное время предпочитаем весело общаться. Ведь в группах много новичков, все разных профессий, со своим жизненным опытом. Ещё одно отличие – экологическое поведение на природе: ни одной сигареты, ни одного грамма спиртного, ни одного грамма оставленного мусора. Более того, стараемся вывезти из леса в багажниках как можно больше стеклотары и прочих «артефактов», оставленных местными и приезжими свинтусами, в основном – любителями алкопикников. Нетрудно догадаться, что в экотуры мы приглашаем только людей без вредных привычек и кому интересны тайны природы. Обычно это семьи с детьми или молодые люди, часто – на своих автомобилях.
– впереди еще немало теплых дней, какие маршруты ожидают любителей природы?
– Сейчас я уезжаю в горный Алтай, на самый его юг, на плато Укок. На «разведку боем», чтобы на следующий сезон туда повезти группу экотуристов. А во второй половине августа почти подряд пойдут фирменные палеотуры, которые больше всего привлекают наших жителей. Ещё бы: в каждой из этих поездок можно найти кости доисторических животных (включая бивни мамонта) и оставить их себе на сувениры. Мой музейный экспедиционный опыт позволяет сделать эти поездки со 100-процентной гарантией успеха. А в сентябре-октябре мы навострим свои лыжи на Урал, в геоморфологические памятники природы, ведь «краснокнижников» в конце лета почти не бывает в природе. Зато горы в осеннем одеянии – зрелище великолепное! Подробности о наших поездках и планах можно найти в Интернете, тем более что в Тюмени экотуризмом, кроме нас, по большому счёту никто и не занимается. Невыгодно это ни государству, ни крупным игрокам туриндустрии. А мы работаем почти за интерес. И только у нас около трети (а то и больше половины!) туристов едет бесплатно…



