«Я с гордостью смотрю на колыбель свою...»

Летом 1964 года молодым специалистом, выпускницей кафедры «Городское строительство и хозяйство» Уральского политехнического института, я приехала в Тюмень.

Сошла с поезда, вышла на вокзальную площадь и приятно удивилась: небо над головой было высоким и ярко-голубым, воздух пах свежей зеленью. В родном Свердловске небо было всегда серовато-грязным, а каждый вдох напоминал, что живешь в крупном промышленном центре. Пошла пешком по Первомайской, хотелось поближе познакомиться с городом, в котором предстояло жить и работать. Думала, приехала на несколько лет, оказалось – навсегда.

Тюмень тех лет была типичным провинциальным городком: одно-, двухэтажная застройка, неширокие улицы. Асфальт лишь на главных улицах, на остальных – деревянные тротуары для пешеходов, а для отвода дождевых и талых вод – неглубокие канавы. Но гулять по этим улочкам было очень приятно: дома добротные, ухоженные, украшены деревянной резьбой. Возле них раскидистые яблони, в палисадниках сирень.

Но уже чувствовались грядущие перемены. Многоэтажное строительство разворачивалось на свободных от застройки территориях. Улица Республики «шагнула» за Текутьевское кладбище до улицы Пермякова, где полным ходом шел монтаж крупнопанельных жилых домов. Начинал приобретать современные черты административный центр города.

Как специалиста-градостроителя меня огорчало то, что главные улицы Тюмени – Республики и Мельникайте – застраиваются унылыми типовыми хрущевками. Настанет время, и они морально устареют, город будет стыдиться их безликости и убожества, но это будет потом, а тогда, в 60–70-е годы, с высоких трибун была объявлена борьба с «архитектурными излишествами». Страна нуждалась в жилье, необходимо было строить быстро, много и недорого. На смену коммуналкам и комнатам в домах барачного типа должны были прийти пусть скромные, но отдельные квартиры на семью. Я благодарна государственной программе строительства жилых домов по типовым проектам, ведь она позволила обычным гражданам, рядовым труженикам, и мне в том числе, получить отдельную благоустроенную квартиру.

Надо сказать, к стремительному росту ввысь Тюмень тех лет не была готова, жители верхних этажей пятиэтажек страдали от слабого напора воды в водопроводной сети. Годами, даже десятилетиями приходилось днем пользоваться припасенной ночью водой. Нынче этой проблемы не существует, к количеству воды у жителей нет претензий, а вот качество оставляет желать лучшего. Администрации города проблема известна, средства массовой информации сообщили недавно тюменцам, что над этим серьезно думают.

Была и еще одна серьезная проблема – пресловутая тюменская грязь. Без резиновых сапог после мало-мальского дождя по городу было не пройти. Причина – сочетание двух неблагоприятных природных факторов: плоского рельефа местности и глинистых, слабо дренирующих грунтов. Дождевая вода лужами стояла на поверхности до высыхания. Каждая уважающая себя организация завела у своего входа железный ящик с водой и палками с тряпкой на конце, чтобы посетители мыли уличную обувь. Припомните, ведь так и было, пока городскому руководству не удалось преодолеть ведомственную разобщенность в вопросах благоустройства, пока в городе не появилась ливневая канализация. И теперь мы летом в любую погоду идем по улицам в туфельках, босоножках, осенью и весной – в модных сапожках. Скажем «спасибо» тюменским проектировщикам, авторам проекта нашей ливневки, задача перед ними стояла очень непростая. Тем не менее работает ливневка вполне удовлетворительно, справляется даже с весьма интенсивными летними дождями.

Общественный транспорт в Тюмени в середине прошлого века был в зачаточном состоянии. Помню, автобусы ходили по «кольцу А» и «кольцу Б» навстречу один другому, охватывая весь город. Причем редко, быстрее пешком было добежать. А в часы пик шли переполненными. Конторы, имеющие отношение к нефтегазовому комплексу, не надеясь на общественный, обзаводились ведомственным транспортом.

Нынешняя организация перевозки пассажиров общественным транспортом не лишена недостатков, но достоинств нельзя не замечать. Мы недолго ждем нужный автобус, на остановках появились красивые павильоны, автобусы новые, тоже красивые. 130-3-3Поражает размах строительства двухуровневых транспортных развязок в черте города и на объездной дороге, а качеству дорожных покрытий завидуют даже соседние регионы.

Повышается культура обслуживания пассажиров: очень приятно, что некоторые водители отказываются от курения на рабочем месте. Вот еще бы подъезжали поближе к посадочной платформе, удобнее было бы старикам, инвалидам и мамам с малышами. С выдачей транспортных карт пенсионерам заметно улучшились их отношения с кондукторами…

Да, Тюмень меняется к лучшему. А набережная реки Туры стала настоящей гордостью города.

Это очень хорошо, когда есть что показать гостям: отреставрированный старинный архитектурный ансамбль, висящий над рекой мост, оригинального вида фонтан, цветочный ковер на площади… Но еще ценнее то, что тюменцы любят свой город, в нем удобно жить. Можно иронизировать по поводу утверждения: «Тюмень – лучший город Земли!», а можно и что-то делать каждый день, чтобы так оно и было.


10790