В поселке Тазовский глава района Александр Иванов, местные депутаты и представители коренных народов Севера, активисты общественной организации «Ямал – потомкам!» принимали у себя ученых, инженеров и проектировщиков института «Гипротрубопровод», менеджеров компании «Транснефть» и предприятия «Сибнефтепровод». Для участия в разговоре с трубопроводчиками в Тазовский прилетел первый заместитель губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Владимир Владимиров. Основной вопрос прошедшей встречи – согласование технических решений по строительству трубопроводного перехода через пойму реки Таз в рамках реализации инвестиционного проекта нефтепроводной системы Заполярье – Пурпе.
– Мы стремимся к тому, чтобы все проекты, которые реализуются на нашей территории, несли только добро, – такими словами открыл совещание Владимир Владимиров и подчеркнул: – У Тазовского района есть хорошие перспективы, но при этом промышленное развитие территории ни в коей мере не должно вставать на пути традиционных промыслов и укладу жизни.
Впрочем, состоявшийся разговор мало был похож на обычное деловое совещание. Скорее, это напоминало экзамен, который авторы проекта держали перед оленеводами и рыбаками. Здесь, за Полярным кругом, находится дом для более семи тысяч ямальских ненцев, которые составляют почти половину населения района. Поголовье оленей здесь одно из самых крупных – 180 тысяч голов, а годовой рыбацкий улов превышает две тысячи тонн, среди которого ценные породы – муксун, нельма, ряпушка.
При этом Тазовская земля сказочно богата природными ресурсами. Именно здесь, всего в 18 километрах от районного центра, на Мамеевом мысу, в 1962 году геологи обнаружили первые газоносные пласты. Отсюда берет начало большой газ Ямала. Но, спустя полвека, подземные кладовые шаг за шагом продолжают открывать свои богатства, поражая исследователей своими масштабами и перспективами. По данным геологических исследований, именно месторождения Ямальского Заполярья на ближайшие несколько десятилетий будут определять динамику добычи нефти в России, а значит, и ее статус крупнейшей нефтедобывающей страны мира.
По пути на совещание, когда мы ехали по новой дороге Уренгой – Тазовский, вдруг я поймал себя на мысли, что цветущая июльская тундра удивительным образом напоминает бескрайнюю кубанскую степь. Те же просторы, те же краски. Даже не верится, что находишься в далеком Заполярье. Но схожесть эта обманчива. Жирные кубанские черноземы способны за год затянуть раны, нанесенные нерадивой хозяйственной деятельностью человека. В тундре на это уходят десятилетия. В период бурного освоения западносибирских нефтегазовых месторождений, в 60–70 годы, было сделано немало просчетов, в том числе и в сфере экологической безопасности, последствия которых природа не сумела восстановить и по сей день.
Совещание в Тазовском – уже не первая встреча сторон по разрешению сложных вопросов строительства перехода. В конце июня в Москве на совещании в ОАО «Гипротрубопровод» проектировщики представили два варианта строительства нефтепровода через пойму реки Таз – надземный и подземный. В результате обсуждений плюсов и минусов каждого из вариантов предпочтение было отдано подземному способу прокладки. Обе стороны согласились в том, что установка опор с каменной защитой от ледохода на расстоянии через каждые 15 метров принесет гораздо больший ущерб природе. В месте проектируемого перехода постоянное русло реки составляет расстояние около километра, а глубина местами доходит до 20 метров. Но в период половодья зеркало воды разливается по всему пойменному участку, ширина которого достигает 27 километров, а уровень воды поднимается на 5,5 метра. При таком подъеме уровня воды вскрываются и многочисленные пойменные озера, старицы и протоки, сливаясь и затапливая пойму. В этих условиях наиболее целесообразный метод, предложенный проектировщиками, пройти русловую часть реки методом наклонно-направленного бурения, а пойменную траншейным способом в период устойчивых зимних морозов с ноября по март.
В Москве удалось договориться по всем базовым вопросам реализации проекта. Но, как известно, дьявол кроется в деталях. Поэтому подробный и даже пошаговый разбор всех нюансов предстоящей стройки было решено перенести в Тазовский и привлечь к разговору на месте самых заинтересованных в экологической безопасности проекта людей – оленеводов и рыбаков. Река Таз для ненцев и кормилица, и поилица, настоящая река жизни. Для рыбацких семей она дает средства к существованию, помимо этого, Таз – главный источник питьевой воды для большинства жителей района. Ошибка в проекте может обернуться для них экологической катастрофой, сломать уклад жизни, который формировался столетиями.
По словам главного инженера Гипротрубопровода Вячеслава Павлова, в проекте учтены все возможные риски негативного воздействия. В технических решениях предполагается применение самых современных технологий и материалов, которые минимизируют негативное воздействие на окружающую природу. Максимально возможный ущерб популяции рыбы, нанесенный в период проведения строительных работ, подтвержденный независимой экспертизой, в переводе на финансовый язык может составить до 28 миллионов рублей. Сибнефтепровод, как заказчик проекта, чтобы компенсировать ущерб, предложил на эту сумму приобрести и выпустить в Таз подращенную молодь сибирского осетра.
Ненецкие рыболовы к этому предложению отнеслись с большой долей сомнения: осетр – это хорошо, но обитатель Красной книги не является для ненцев предметом промысла, да и приживется ли? Руководитель общественной организации «Ямал – потомкам!» Николай Неркагы высказал альтернативное предложение: вот если бы в районе построить свой рыборазводный заводик, чтобы можно было не один раз обновить биоресурсы, а делать это регулярно и выращивать те породы, которые для промысла являются наиболее актуальными. Предложение показалось действительно интересным, и участники сторон договорились детально проработать его целесообразность и варианты решения.
После часового обсуждения всех деталей проекта: сроков, материалов, технологий, регламентов обслуживания нефтепровода, параметров мониторинга и депутаты, и администрация Тазовского района согласились, что проект действительно разработан с учетом всех особенностей климата заполярной тундры и в целом безопасен для реки и ее обитателей. Но сомнения у депутатов и представителей общественности все же остались – то, что хорошо выглядит на бумаге, не всегда получается на практике.
Главный инженер Гипротрубопровода Вячеслав Павлов снова взял слово.
– Давайте договоримся, – заявил он, – если мы неукоснительно соблюдаем проектные задания и технологии, ущерба не будет. Гарантирую. А вот добиться такого результата – это и есть наша общая и главная задача.
С этим согласились практически все. Окончательное решение было принято, что на период строительства необходимо создать две службы технического надзора – первая будет представлять интересы заказчика, а вторая – формироваться представителями коренного населения и местными органами власти.
На совещании удалось согласовать еще один важный вопрос, что в период реализации инвестиционного проекта по строительству нефтепровода в Заполярье при подборе кадров приоритет будет отдаваться жителям Тазовского района. При этом все затраты, связанные с подготовкой и обучением персонала, возьмет на себя ОАО «Сибнефтепровод».



