В этой книге три главных героя. Во-первых, Аркадий Елфимов, председатель Общественного благотворительного фонда “Возрождение Тобольска”, издатель, выпускающий не только отдельные книги, но и целые серии – альманах “Тобольск и вся Сибирь”, “Библиотека альманаха “Тобольск и вся Сибирь”, “Сибирский художественный музей”. Пару лет назад стараниями фонда увидел свет сборник стихов Дмитрия Мизгулина, который совмещает творчество с управлением Ханты-Мансийским банком и коллекционирует произведения искусства. Именно ему принадлежат представленные в книге работы Александра Бакулевского, художника-графика из Йошкар-Олы.
Это четвертый альбом серии “Сибирский художественный музей”, и он целиком посвящен книжным иллюстрациям, созданным Бакулевским в разные годы: от ксилографий выпускника Репинского института к “Барышне-крестьянке” Пушкина до рисунков тушью в компьютерной обработке к булгаковскому “Мастеру и Маргарите”.
Цикл дипломных гравюр Бакулевского “Барышня-крестьянка” (1967 год) не только получил отличную оценку от экзаменаторов, но и экспонировался на отечественных и зарубежных выставках. Спустя десять лет художник вернулся к этой теме и создал уже не черно-белую, а двухцветную серию для своей первой миниатюрной книги, которую выпустило издательство “Советская Россия”. На Всероссийском конкурсе искусства книги в 1979 году Бакулевский получил за нее диплом 1-й степени. В коллекции Мизгулина, а значит, и в альбоме, есть работы из обеих серий.
Во второй “интересно задуман фронтиспис – встреча Пушкина с девицей К.И.Т., рассказывающей ему историю Лизы Муромской, – отмечает искусствовед Людмила Кувшинская. – Оказалось, что в сюжетно второстепенных эпизодах и раскрывается тонкость поэтики “Барышни-крестьянки”…” В восьмидесятые годы Бакулевский (что любопытно, по имени-отчеству Александр Сергеевич) создал иллюстрации к “Метели”, “Станционному смотрителю”, “Гробовщику”, “Выстрелу” и, конечно, к “Евгению Онегину”. А после не раз обращался и к образу самого Пушкина, и к его произведениям. У художника вообще много работ, посвященных русской поэзии. Его резец оживил отдельные стихотворения Державина, Кольцова, Бунина, А. Толстого, мотивы поэзии Иванова, Гумилева…
Печатной формой мастер избрал самшитовую доску. Древесина самшита ровная, плотная, отлично подходит для тонко нюансированной гравюры. Именно то, что нужно внимательному к деталям художнику. А иллюстратору, кроме внимательности, необходим еще и чуткий слух – к звуку, авторскому слову. Рокочущее описание именин Татьяны (“паркет трещал”) и плавное – бала в дворянском собрании (“скользим по лаковым доскам”) задает ритм гравюрам Бакулевского. Художник умеет, пропустив через себя, осмыслить чужое творчество, чужую авторскую индивидуальность. Не случайно, например, его иллюстрации к роману Антуана Франсуа Прево “Манон Леско” были отмечены дипломом Академии художеств СССР в номинации “Лучшее произведение 1986 года”. В этой серии Александр Сергеевич оставил в стороне непременную для XVIII века назидательность – его интересовало развитие характеров, захваченных сильными страстями.
Эмоциональность – одна из главных черт графики Бакулевского, и она отчетливо проявляется в серии “Русские поэты”. Перед нами портреты Анненского, Иванова, Цветаевой, Блока, Есенина. Драматизм и энергетика образа Анны Ахматовой проявляются в контрастах черного и белого, в строгих очертаниях силуэта. Портрет Бориса Пастернака тоже наполнен энергией, но это энергия романтическая, питаемая стихиями природы и жизни. Наибольшей выразительности художнику удалось достичь в портрете Владислава Ходасевича. Лаконичными средствами он показал противоречивую натуру – сильную, бескомпромиссную и в то же время уязвимую, тонко чувствующую.
В коллекции Мизгулина не только гравюры, но и рисунки Бакулевского последних десяти–двенадцати лет, в том числе иллюстрации к “Мастеру и Маргарите”. Художник принял участие в создании уникального рукотворного экземпляра знаменитого романа, за что на Международном салоне искусств во французском городе Бурже получил приз как лучший рисовальщик. А несколько лет назад в Тобольске состоялась персональная выставка Александра Сергеевича. Именно тогда Аркадий Елфимов предложил ему сделать иллюстрации к миниатюрному изданию ершовского “Конька-Горбунка”. Впрочем, этих работ в альбоме нет. А завершают его рисунки тушью, новейшие, 2013 года, к стихам Дмитрия Мизгулина, и статья Юрия Перминова, поэта, публициста, редактора, о творчестве владельца коллекции, способного слышать, как…
…И в небе прозрачном, стеклянном
Чуть слышно звенят журавли…



