«Разумное призрение слепых»

Попечение о незрячих в России всегда было делом всеобщим. Шестое воскресенье после Светлой Пасхи в православной церкви называется «неделей о слепом». В эти дни издревле во всех храмах делали большой «кружечный сбор» в пользу слепых и слабовидящих.

«Самый вид такого страдальца невольно побуждает участие, и неудивительно поэтому, что неимущие слепцы по всей России пользуются особым вниманием благотворителей и в ряду нищих слепцу подаётся милостыня предпочтительно пред другими калеками, – писали в 1902 году «Тобольские епархиальные ведомости» в «Воззвании о помощи слепому». – Но милостыня и вообще одна только денежная помощь недостаточна для облегчения участи слепцов: даже в лучших случаях она обезпечивает их только в настоящем, не давая им никакой надежды на более светлое будущее.

Главная цель разумнаго призрения слепых должна заключаться в том, чтобы помочь им, по возможности, приблизиться к зрячим и приучить их к самостоятельному, производительному труду, который наполнял бы их досуги и давал бы им необходимыя средства к существованию» (здесь и далее сохранено правописание конца XIX века).

Уже на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков жители России признавали, что с образованием «Попечительства Императрицы Марии Александровны о слепых» забота об инвалидах по зрению стала более разумной. Например, на особом контроле этой общественной организации были «устройства училищ для слепых детей и мастерских для обучения взрослых слепцов ремёслам». Не остались в стороне и наши земляки. В «Тобольских епархиальных ведомостях» за 1899 год читаем объявление: «Озабочиваясь открытием школы интерната для слепых девочек, обращаюсь, с благословения Архипастыря, к отцам сельским пастырям с покорнейшею просьбою: в случае, если в их приходе имеются слепыя девочки, сообщить подробные адресы таковых, т.е. название волости, деревни и семьи. Приём в школу предполагается безплатный. Обучение, кроме предметов начального курса, будет состоять в рукоделиях и работах, доступным слепым чрез осязание. Попечительница Тобольской общины сестёр милосердия Краснаго Креста М. Князева».

Ещё раз обратим внимание читателей: инвалидов по зрению старались социализировать (говоря нынешним языком сотрудников реабилитационных центров), подготовить к самостоятельной жизни, дать профессию, приют.

Что происходит сейчас? Думаем, после только что прошедшей «Недели о слепом» и нам не грех ещё раз об этом поговорить. Итак, как все понимают, основные заботы о финансовом, медицинском и социальном обеспечении незрячих и слабовидящих (как и других инвалидов) уже давно законодательно возложило на себя государство. Это прежде всего выражается в обеспечении пенсией по инвалидности, различными федеральными и региональными льготами, а также стандартным набором врачебных и реабилитационных услуг. К ним все уже привыкли, и, по крайней мере, у нас в регионе воспринимают как должное и смартфоны с навигаторами, и обучающие курсы по новинкам в сфере технических средств для инвалидов по зрению в центре «Пышма», и художественные кружки, и спортивные секции. Многие вопросы решаются сообща со Всероссийским обществом слепых, которое живёт в основном за счёт созданных ещё в советское время производств и само нуждается в поддержке.

Поэтому у инвалидов по зрению есть проблемы, о них наша газета не устаёт писать наряду с материалами о несомненных достижениях. Вот и сейчас мы мягко напоминаем о том, что не все необходимые решения о капитальном ремонте общежития регионального отделения Всероссийского общества слепых на улице Мельничной в Тюмени приняты и запечатлены документально. А ведь общежитие инвалидов, как мы уже сообщали, находится в весьма плачевном состоянии.

Ещё один нерешённый вопрос – дошкольное образование и развитие детей-тотальников. На сегодняшний момент это просто непрекращающаяся головная боль их родителей, ведь совершенно незрячие малыши требуют особого к себе подхода, неустанной работы высококвалифицированных специалистов. Напомним, что школьное образование в нашем регионе тотальники получают в Ялуторовском интернате, среднее профессиональное уже только в соседних областях – чаще всего в Свердловской. Про высшее мы просто умолчим.

Члены Тюменского отделения ВОС – люди очень мягкие, деликатные. Мы тоже мягкие, но упорные, и хотим, чтобы процесс решения перечисленных здесь вопросов получил новый импульс. Ну не обращаться же за этим к духу почившей императрицы Марии Александровны.


10429