Безопасное покрытие из брошенных шин

В Год экологии департамент информационной политики Тюменской области организовал для журналистов пресс-туры по важным экологическим объектам региона. На днях мы побывали на заводе по переработке резины в ООО «Сибирская экологическая компания» («СибЭкКо»).

Встретившие нас генеральный директор предприятия Александр Лошков и его заместитель Андрей Шевелев рассказали о производственном процессе, показали технологическую линию.

Этих предпринимателей можно назвать энтузиастами, взявшимися за совершенно новое для них дело. И, как сказал Александр Петрович, если бы не их первоначальный бизнес в строительстве, могли бы прогореть еще на первоначальном этапе создания этого завода.

Организована компания в 2005 году. Производственная линия рассчитана на переработку двух тысяч тонн шин в год (сейчас загружена только на 50 процентов). Первые два года накапливали сырье, то есть колеса от самых разных автомобилей, и оформляли (согласовывали, защищали и утверждали) всю необходимую документацию по проекту. Завод запустили в 2007-м, переработав 30 тонн резины. В следующем году было уже 150 тонн, на третий год – 350 тонн. И, как выяснилось, для юга Тюменской области – это предел. Поехали по городам Югры и Ямала, чтобы изучить рынок (накопление, переработку). Оказалось, север – просто кладезь брошенных колес, никто резину не перерабатывает. У Нижневартовска, например, отработанными колесами был завален карьер. Власти города никак не могли решить проблему их утилизации. Представители «СибЭкКо» посетили ряд промышленных, транспортных предприятий, предложили свои услуги. И пошли грузы с сырьем. Поступили, к примеру, контейнеры с колесами из «Салехардэнерго». И уже в прошлом году на склад завода поступило около 1 000 тонн колес. Винзилинцам удалось уже изготовить 27 тысяч квадратных метров резинового цветного безопасного покрытия.

Используют эти покрытия на детских дворовых, спортивных площадках, в городках детских садов. На таких мягких площадках дети, даже падая при катании на роликах, не травмируются. Упал, поднялся… и никаких синяков, помчался дальше. Такие разноцветные покрытия от компании «СибЭкКо» уже хорошо зарекомендовали себя в Сысерти, Талице, Екатеринбурге, Нижневартовске, Сургуте, Ханты-Мансийске, Надыме, Новом Уренгое, Салехарде, Ишиме, Боровском, Нижней Тавде, Винзилях и Тюмени (порядка 3 800 кв. м закупила для благоустройства дворовых территорий только управа Восточного административного округа). Нынешней зимой одна из спортивных площадок была залита под каток, и резиновое покрытие после таяния льда прекрасно сохранилось.

Все чаще стали приобретать резиновые «плиты» и частники для дачных участков и дворов своих коттеджей. Мы поинтересовались: какой срок годности у такого покрытия? И выяснили: такой же, как у новых колес для автомобиля. Спрашивается, а какой интерес предприятиям везти сюда шины? На что Андрей Шевелев сказал:

– Их сдавали на свалку за 5 – 8 тысяч рублей за тонну. Мы тоже сначала стали принимать колеса за деньги. Однако далеко не все хотели сдавать резину за плату. Пришлось изменить политику. Оставили плату только для крупнотоннажных. Почему? Процесс переработки очень трудоемкий и энергозатратный. Когда загружаем линию на измельчение крупных колес отечественного производства, часто оборудование выходит из строя. В отличие от импортных колес, наши, как каменные. От них дробильные валы лопаются, приходится менять.

Сейчас и география поставки колес расширилась: везут их не только со всех городов и сел юга региона, Ямала и Югры, но и из городов Свердловской области.

– Роль этого предприятия в решении экологических проблем трудно переоценить, – считает Сергей Мясников, исполняющий обязанности директора департамента недропользования и экологии Тюменской области. – Шины валялись повсюду. От них исходила угроза негативного воздействия на окружающую среду. У аэропорта Рощино одна из свалок шин загорелась, дым пошел в сторону Верхнего Бора, не давал возможности летать самолетам. Хорошо, что нашлись предприниматели, стали перерабатывать их. И выпускают из отходов полезную для благоустройства продукцию. Хорошее дело, которое следует поддерживать. К сожалению, руководителям компании пришлось преодолеть бюрократическую систему при оформлении всех документов. Вроде бы простые вещи предлагали, но каким-то чиновникам они были непонятны. Такая у нас нормативная база... Человеку, начинающему свой бизнес с нуля, бывает трудно без проволочек получить лицензию. Но, думаю, пример «Сибирской экологической компании» подтверждает пословицу: «Дорогу осилит идущий».

– Сергей Георгиевич, на юге области уже три таких предприятия, одно из которых на стадии оформления проекта, а не станут ли они лишними? Не будут ли, как говорится, воровать «хлеб» друг у друга? – спрашиваю у главы экологического ведомства.

– Конечно, они будут конкурировать между собой. И это хорошо. Потребители будут выбирать, чья продукция лучше. Сейчас эта компания за переработку большей части резиновых отходов, за прием их себе на склад плату не берет. При конкуренции, видимо, наступит время, когда они будут платить поставщикам сырья. Как платят за металлолом.

102-3-2– Вопрос этот неоднозначный, – вступил в разговор Андрей Шевелев. – Органы внутренних дел нас сразу предупредили: если у вас появятся ворованные колеса, то и проблемы возникнут, как у «металлистов». И если мы станем платить за прием резины, не станут ли действительно красть «запаски» с машин? Возникает и другой вопрос. Финансовый. Если платить сдатчикам сырья, то увеличатся расходы. Мы только за электроэнергию платим от 80 до 120 тысяч рублей в месяц, в зависимости от нагрузки. Эти расходы мы раскидываем на стоимость выпускаемой продукции.

– Да, – согласился Мясников. – Наверное, все-таки нужно помочь предприятию. Совместно с департаментом инвестиционной политики будем искать пути поддержки этой компании, поскольку она занята благим делом – на пользу людям и природе.

У компании «СибЭкКо» большие перспективы. Она готова увеличить как прием отработанных колес, так и реализацию готовой продукции.


10399