Государственный архив социально-политической истории провел День дарителя, вызвавший большой интерес широкой общественности. Была представлена выставка личных документов основателя философской школы Тюмени Федора Селиванова и выдающихся актеров Тюменского драмтеатра Анты Колиниченко и Вилниса Пинтиса.
Великан духа
Выставленные в витринах документы обладают какой-то притягательной силой. Каждый пытается разглядеть, прочесть бумаги и радуется, приметив удивительный факт. Вот, например, аттестат зрелости Селиванова. По гуманитарным наукам будущий философ-академик получал исключительно четверки, а по точным – пятерки.
Его талант глубокого осмысления мира и живость ума раскроются в Томском госуниверситете, где он активно участвовал в работе научного студенческого общества. Награжден Похвальной грамотой Министерства высшего образования СССР. Став известным ученым, Селиванов готовил статьи для философского словаря. Гонорар в советские годы получал более чем скромный – 12 рублей 70 коп. Но, насколько я помню, Федора Андреевича никогда не волновали деньги, для него было важно поделиться знаниями, наблюдениями, мыслями. Почетную грамоту за подписью президента РФО, академика РАН В. Степина Федор Андреевич получил в 2005 году – за большой личный вклад в развитие отечественной философии и активное участие в деятельности Российского философского общества.
Интерес вызывает партбилет Федора Андреевича, в который вложено удостоверение члена пленума горкома партии. Он как раз пришелся на день переворота – 19 августа 1991 года.
Представлена на выставке фотография кладбища советских воинов в польском городе Сокулка. Там похоронен отец Селиванова, но съездить в Польшу Федору Андреевичу не удалось.
Кандидат философских наук Вячеслав Герасимов поделился воспоминаниями о своем учителе:
– Селиванов был специалистом по этике. Он занимался не просто просвещением, а вел практикум. Как-то «Комсомолка» опубликовала критическую статью «Этика с арифметикой». «Как можно учить этой науке с помощью упражнений?» – усомнился ее автор. Сегодня опыт Селиванова распространен повсеместно, а тогда это было революцией. Федор Андреевич обладал даром убеждения, его лекции поражали логичностью и ярко выраженной индивидуальностью, он был отличным преподавателем. Своим долгом, кроме преподавания, считал просвещение тех, с кем общался. Одно время у нас была дружба с бригадой Скорикова. Мы приходили к строителям в перерыв, беседовали, отвечали на вопросы. А в студенческом общежитии устраивались вечера вопросов и ответов. Федор Андреевич был их душой.
Кроме этики Селиванов занимался вопросами теории познания, его докторская диссертация посвящена заблуждениям. Сейчас подумал вот о чем: каждый ли человек достоин того, чтобы материальные свидетельства его жизни хранились в архиве? Наверное, для этого нужно быть незаурядной личностью. Селиванов и был таким: философ, педагог, публицист, писатель.
Александр Шестаков, литератор, член Союза писателей РФ:
– Федора Андреевича я называю великаном духа. Он умел дружить, умел все свои знания отдавать людям. из общения с ним каждый выносил что-то полезное для себя. Порой он сам, как ребенок, радовался, когда у него получалась интересная рукопись, с удовольствием зачитывал ее друзьям.
Когда заговорили о педагогических тонкостях системы Макаренко, Селиванов признавался, что жизнь его убедила: словами воспитать невозможно, нужно дело. И приводил такой пример из личной практики: «Когда я работал завучем в одной из томских школ, то вывел однажды ребятишек на Синий утес, на вершине сказал им: «Будьте мужественными и сильными!». Несмотря на трудности, я спустился с этого утеса. Какими восторженными глазами дети смотрели на меня! Ребята поняли, что можно преодолеть страх».
Мне посчастливилось дружить с ним довольно долго. Когда у меня готовилось к печати избранное, я ему дал рукопись. Он очень ответственно отнесся к моему труду, прочел, выписал неточности, чтобы они не просочились к читателю. Он умел поддержать друзей, был очень гостеприимным, никогда не садился за стол, если никого не было рядом. Хороший он был человек…
Кудесники сцены
Героиней, настоящей музой встречи стала легендарная актриса Анта Колиниченко. «Наверное, я чего-то стою», – обмолвилась Анта Николаевна, посмотрев выставку документов о своей творческой семье. Вместе с супругом Вилнисом Пинтисом они более 30 лет радовали тюменского зрителя блистательным драматическим талантом. Фотографии из различных спектаклей, репертуарный лист, программки, документы, которые отражают этапы творческой жизни: юбилеи, бенефисы, награды – все материалы теперь хранятся в архиве и пригодятся для написания истории театра.
– Любимицей Мельпомены называют обаятельную Анту Колиниченко коллеги и поклонники, – отметила директор архива Елена Долгушина. – В Тюменском драмтеатре актриса играла с 1970 года. За свою жизнь исполнила около 300 ролей, из них – 70 главные. Свидетельством общественного признания стало присвоение Анте Николаевне в 1997 году звания заслуженной артистки РФ. Потом была премия «За служение театру». В 2005-м Колиниченко присвоено звание «Маэстро года». На V Международном фестивале «Золотой конек» актрисе вручен специальный приз «За честь и достоинство».
«Бог любит всех, но особенно счастливых, – заметил как-то заслуженный работник культуры РФ Вилнис Пинтис и пояснил: – Мне судьба благоволила, поэтому я был и остаюсь счастливчиком». Пинтис работал в различных театрах страны с 1957 года, сыграл более 200 ролей. Были перемены городов, театров, режиссеров. «Перемены необходимы, – считал он, – это всегда обогащает, заставляет творчески расти и не топтаться на месте».
– Как формировался семейный архив? – спросили Анту Николаевну.
– В молодости ничего не собираешь, думаешь об одном: как сыграть хорошо. и если получишь аплодисменты – радоваться им, – признается актриса. – Все, что собрано, было случайностью, хотя, говорят, не бывает случайностей.
Первую свою удачу испытала в два или три годика, когда сидела с братом на куче соломы. Председатель спросил: «Что вы едите, дети?». Я ответила: «Сено». Получила за свой ответ полкило творога на всю семью. В военные годы – это счастье. Вторая моя удача – интуитивный выбор профессии. После войны видела много людских слез. Меня просили: «Дочка, а ну-ка спляши! Ну-ка спой частушку!». Людям хотелось радости. Я исполняла пожелания, мне говорили: «Молодец! Как ты похожа на папу!». Отец мой не актер, но он старался делать людям добро, был шофером первого класса, артиллеристом на войне. Вот с этими добрыми напутствиями я и пошла в профессию. Кроме работы в театре в 1958 году на киностудии имени Горького я снялась в кино «Иван Бровкин на целине».
Документы собирала потихоньку, складывала все в один угол, чтобы был порядок. Когда приезжали московские критики, хвалили меня, тогда и подумала: если наша семья вызывает интерес, то нужно сохранить документы. Я никогда не ставила цель стать заслуженной артисткой, быть звездой и гордиться этим. Как я благодарна зрителям за аплодисменты! В Тюмени, Омске, Москве спектакль «Гарольд и Мод» принимали восторженно. Значит, роль Матильды де Шарден достойна этого, значит, женщина, которую играю, вызывает восхищение.
Владимир Орёл, народный артист РФ, руководитель Тюмен-ского отделения Союза театральных деятелей:
– К сожалению, у нас нет по-настоящему хорошо написанной истории театра драмы. Архив делает великое дело, собирая и выставляя документы. Приятно, что сегодня героями дня стали Анта Колиниченко и Вилнис Пинтис. Это столпы нашего театра. Удивительная пара!
Вилнис Мартынович был не только артист, но и великолепный администратор. Какие он устраивал гастроли на Севере! А Анта Колиниченко обладает прекрасной чертой характера – никогда не сдается, всегда идет вперед. Свой талант 40 лет отдавала театру и будет отдавать!
К сожалению, ушел от нас замечательный актер и режиссер Рюрик Нагорничных, но в истории театра он должен остаться. Сейчас у нас есть идея снять документальный фильм об Александре Аржиловском, талантливейшем киноактере, который родился в Тюмени, – заключил свое выступление Владимир Васильевич.
На встрече присутствовал легендарный актер драмтеатра Вениамин Панов. его книги и бумаги тоже необходимы для истории культурной жизни города. Елена Долгушина отметила, что личные документы являются важными свидетельствами истории страны и судьбы отдельного человека. Они не лежат мертвым грузом, исследователи пишут по ним книги, проводят выставки, снимают фильмы. Например, архивисты подготовили своими силами фильм о пионервожатых и буквально на днях получили награду на фестивале «Уральский хронограф».



