«Корочки» для водителя

Не секрет, что многие автотранспортные предприятия в нашей стране испытывают острую нехватку водительских кадров. Коллективы стареют, тех, кто выбывает по возрасту, всё больше. Освобождающиеся вакансии, по идее, должна занимать молодёжь.

Однако воспользоваться такой возможностью она не торопится. Почему? Не будем сейчас анализировать все причины (их много), возьмём во внимание лишь одну. Причина эта более чем достойна отдельного внимания. Дело в том, что мало, чтобы молодому человеку понравилась эта профессия, и он решил её приобрести. Его похвальное желание (и в этом парадокс) может вообще не осуществиться.

Парадокс в том, что несмотря на повсеместный дефицит профессиональных водительских кадров остаётся нерешённым вопрос: кто должен оплачивать их подготовку? По большей части лишь в теории можно представить такую ситуацию: человек, желающий работать водителем в автотранспортной организации, обращается туда, и эта организация оплачивает его обучение в автошколе. После чего с распростёртыми объятиями принимает новоиспечённого водителя в свой коллектив. На деле происходит по-другому. Никаких распростёртых объятий. Вернее, они как бы отложены. Да, кадры нам нужны, но уже готовые. Ищите деньги на обучение самостоятельно, получайте “корочки”, и тогда ждём.

Между тем обучение на профессиональные водительские категории стоит довольно дорого. И только по этой причине многие из тех, кто хотел бы выбрать шофёрскую судьбу, уже на первом шагу натыкаются на серьёзное препятствие и вынужденно отказываются от шагов дальнейших.

По поводу этой ситуации возникает множество вопросов. Почему она сложилась? Кто должен её “разруливать”? Что нужно предпринимать, чтобы её разрешить? В попытке найти ответы на эти вопросы ваш корреспондент побеседовал с руководителями двух лучших учебных заведений по подготовке водительских кадров города Тюмени. Заслуженный работник транспорта Российской Федерации Алексей Шукшин руководит учебно-производственным комбинатом “Автомобилист”, Виктор Буторин – автошколой “Престиж”. Их учебные заведения стали призёрами недавно проведённого конкурса на лучшую автошколу Тюменской области. Оба моих собеседника знают рассматриваемую проблему не понаслышке, они внутри неё, поскольку возглавляемые ими учреждения давно занимаются подготовкой водительских категорий С, D и Е.

Первое, что необходимо отметить: подготовка водителей именно на эти категории особых дивидендов автошколам не приносит. И это ещё мягко сказано, потому что “в плюсе” их экономику поддерживает только подготовка водителей любительского уровня. Как уже было отмечено, обучение на профессиональные водительские категории стоит немалых денег, высока его себестоимость для самой автошколы. И это понятно: одно только содержание грузовика, автобуса обходится в гораздо большие суммы, чем содержание легкового автомобиля. Нет и такого массового спроса, как на подготовку водителей-любителей. К тому же даже тот небольшой контингент учащихся, которые получают подготовку на водителей-профессионалов, “растаскивается” между разными учебными заведениями.

– И вот что из этого выходит, – говорит Алексей Шукшин. – Несколько человек пришли к нам, несколько человек к Буторину, несколько – в автошколу ВОА и так далее. Вот такая распылённость. Только по одной этой причине подготовка водителей на категории С, D и Е становится невыгодной. Она была бы выгодной, и то чуть-чуть, если бы мы набирали группу в 20-25 человек. Такая возможность есть, но она не реализуется. Подумайте: один преподаватель на 2-3 человека учащихся. Это же намного повышает себестоимость.

– И это ещё не всё, – подхватывает Виктор Буторин, – за это дорогостоящее обучение мы не получаем адекватной оплаты. К примеру, переподготовка с категории В на С стоит у нас в “Престиже” 38 тысяч рублей. А нужно бы – по крайней мере в два раза больше. Почему такое происходит? Ответ один – пресловутая недобросовестная конкуренция. Организация, которая демпингует, скажем так, по-крупному и при этом не проваливается, либо ворует у государства что-то, или платит сотрудникам зарплату в конвертах (то есть опять-таки ворует, потому что налоги недоплачивает). Если бы наша автошкола прятала налоги, то мы бы могли солидные суммы пускать на улучшение материальной базы. Мы несём от этого большие потери. Ведь чтобы оставаться востребованными, нам приходится, учитывая этот демпинг, снижать цены за обучение.

Мои собеседники рассказали и вовсе анекдотичный случай. В начале этого года подводились итоги областного конкурса на лучшую автошколу за 2012 год. По документам, поданным одним из учебных заведений, выходило, что оно опередило всех по количеству подготовленных водителей. Но когда копнули глубже, выявились некоторые странности. Например, судя по представленным цифрам, в этой организации два автобуса, обеспечивающие переподготовку курсантов с категории В на категорию D, работали 28 часов в сутки в течение всех 365 дней.

Анекдот анекдотом, а от халтурщиков страдает общее дело подготовки водителей, в том числе профессионального состава. Они соблазняют людей возможностью получить “корочки” за совсем небольшие деньги. Шукшин вспомнил несколько случаев, когда к нему в комбинат пришли учащиеся одной автошколы и попросили дать им уроки практической езды на автобусе, чтобы сдать экзамен в ГИБДД. Получается, что вождение в той автошколе, где они получили документ об окончании курсов, им вовсе не давали? И это не единичный случай. Как-то журналисты одной из тюменских газет побывали на экзамене в ГИБДД, где спросили у кандидатов в водители автобуса: какой объём вождения они получили в своей автошколе, на каких машинах? Ответы были поразительные. Одни говорили, что получили четыре часа вождения, другие – что восемь. При этом называли марки автобусов, не существующих в природе...

Подобного рода “анекдоты” на самом деле не смешны, а, скорее, жутковаты, учитывая, какую опасность представляют выпускники халтурных автошкол, и тем более – за рулём большегрузных автомобилей.

Не обошлось в нашем разговоре и без некоторой ностальгии. И Виктор Буторин, и Алексей Шукшин прекрасно помнят “застойные времена”, когда забота о подготовке профессиональных водителей полностью лежала на плечах государства. Автотранспортное предприятие оплачивало человеку стоимость его водительской подготовки – в обмен на обязательство отработать на этом предприятии определённое количество лет. От дефицита кадров отрасль, в общем-то, не страдала, и это говорит о том, что существующая тогда система была достаточно эффективной.

Сейчас, понятно, другие времена, и нужно искать другие подходы: на дворе рыночная экономика. Но вряд ли это может оправдать отсутствие какой-либо системы вообще. Вроде бы уже весь мир доказал, что при любом политическом устройстве без поддержки и опеки со стороны государства автотранспортная отрасль не обходится. Применительно к ситуации у нас в стране: совершенно очевидно, что если государство и дальше будет стоять в сторонке от проблем автотранспортников, положение дел будет только усугубляться.

При отсутствии общегосударственной системы поддержки автотранспортной отрасли, в том числе в плане подготовки водительских кадров, регионам приходится невольно переходить на “ручное управление”. Свежий пример: губернатор Тюменской области Владимир Якушев в начале апреля посетил два автотранспортных предприятия “Тюмень-автотранса” – ПАТП-1 и ПАТП-2. Руководитель “Тюменьавтотранса” Александр Пискулин пожаловался: в обоих парках не хватает порядка 150 водителей. Губернатор распорядился выделить из областного бюджета на переподготовку водителей на категорию D 7,2 миллиона рублей на 2013 год. Обращает на себя внимание такая деталь. Владимир Якушев обязал администрацию автотранспортных предприятий, решая вопрос кадрового дефицита, взять на себя бремя затрат по найму жилья для иногородних водителей. На что из областного бюджета будут также выделены средства. О чём это говорит? О том, что проблема крайне запущена. Уже довольно продолжительное время тюменские автоперевозчики вынуждены, чтобы часть автобусов не простаивала, нанимать водителей из ближнего зарубежья, в основном, из среднеазиатских республик. Многие из них, как показало время, уровнем подготовки, шофёрским мастерством, мягко говоря, не блистали и не блещут...

В то же время открытым остаётся вопрос: а кто поможет частным автоперевозчикам, которые точно так же, как муниципальные ПАТП, работают по регулируемому тарифу?

Но возвратимся к автошколам. Подарок, преподнесённый областной властью “Тюменьавтотрансу”, безусловно, скажется благотворно и на их самочувствии. Но главным образом – на самочувствии УПК “Автомобилист”. “Тюменьавтотранс” заключил с “Автомобилистом” договор на переподготовку водителей с категорий В и С на D. Следовательно, у этого учебного заведения появилась возможность набирать полноценные группы учащихся, использовать свой потенциал достаточно полно.

– Другого выхода нет, – сказал Алексей Шукшин, – кроме как сосредоточить подготовку водителей этих категорий в одном-двух учебных заведениях города. Чтобы не было того распыления, о котором мы с вами говорили. И которое приводит к низкой эффективности этой подготовки в целом, для всех автошкол. Тут чистая экономика: когда один преподаватель учит двух-трёх человек – это деньги на ветер.

– Почему выбор в первую очередь пал именно на ваш комбинат? – интересуюсь я?

– Просто так исторически сложилось, что наш комбинат, учреждённый ещё советским Минтрансом, со дня своего основания (а нам нынче исполняется 55 лет) занимался подготовкой на все водительские категории. На категорию D мы многие годы готовили людей с нуля (сегодня такой подготовки вообще нигде практически нет, потому что стоит очень дорого, никому не по карману). Несмотря на трудности перестроечных лет, мы сохранили всё, что было накоплено в предыдущий период, в том числе традиции высокого качества подготовки водителей. Сегодня у нас есть все условия для выполнения договора, заключаемого с “Тюменьавтотрансом”. По категории D у нас – лучшая база в области. Есть и оборудованный по всем правилам автодром, и автобусы, и квалифицированные преподаватели, оснащённые всем необходимым учебные классы...

Есть и ещё один аспект. Пора уходить от халтуры – а её хватает– к сожалению, и при подготовке профессиональных водителей. Это же всё связано с безопасностью дорожного движения, человеческими жизнями. Мы тут должны что-то одно выбирать.

Как всё реально сложится для УПК “Автомобилист”, да и для других автошкол Тюмени в ближайшее время, время и покажет. А пока... Пока можно констатировать: до коренного решения рассматриваемой проблемы ещё далековато. О чём тут говорить, если даже лучшая автошкола области, победитель областного конкурса (я опять об УПК “Автомобилист”) для обучения на категорию С использует КамАЗы, давным-давно отбегавшие свой срок? У Виктора Буторина некоторые его учебные грузовики и вовсе “восставшие из хлама”.

Виктор Буторин считает, что государство должно наконец определиться: если ему нужна качественная подготовка профессиональных водительских кадров, оно должно найти способ материально поддерживать добросовестные автошколы.

– Что мешает государству нас сегодня субсидировать? Или компенсировать нам некоторые затраты? Выделить автошколе учебный грузовой автомобиль – возьмите! Возьмите новый автобус и учите людей нормально. На новой-то машине куда с добром учить-то! А не возиться с тем, что есть, постоянно гонять машины на станцию техобслуживания... Мы и сегодня, несмотря на все трудности, обеспечиваем нормальную подготовку, строго следуем программе. И результаты по сдаче экзаменов в ГИБДД у наших выпускников такие, за которые не приходится стыдиться. Потому что наши мастера, инструкторы и преподаватели имеют высокую квалификацию. Вот только мне жаль, что нет возможности платить им достойную зарплату.

Виктор Буторин полагает также, что ситуацию с подготовкой водителей (любых категорий) необходимо выправлять и на законодательном уровне. И прежде всего – образовательная деятельность в этой сфере должна иметь особый статус, отдельный ранг в Законе об образовании. Что должно подразумевать в том числе особый контроль, особое внимание со стороны государства. Если же государство не желает вмешиваться в этот процесс в федеральном масштабе, то пусть отдаст этот вид образовательной деятельности на откуп регионам с соответствующими полномочиями.

– Чтобы власть региона могла регулировать этот процесс. Например: стоит ли открывать ещё одну автошколу? Определять также минимальную стоимость обучения. И ввести строгую административную ответственность за соблюдение установленных правил подготовки водителей.

Алексей Шукшин вполне разделяет точку зрения коллеги:

– Автомобильному транспорту нужно постоянное внимание и контроль со стороны соответствующих органов, правительства. И в том числе в целом государства. Сегодня этого внимания явно недостаточно. Что видно и на примере с подготовкой водителей-профессионалов.

Оба моих собеседника считают, что у государства есть ещё один замечательный механизм, позволяющий достаточно эффективно решать проблему дефицита водительских кадров. 094-2-1Вспомнили ситуацию, с которой начался наш разговор: молодой человек выбрал профессию водителя, но его резко “тормознула” высокая стоимость обучения. Никакого тормоза не было бы, если бы претендент на получение профессии шофёра мог обращаться в службу занятости, которая выделяла бы средства на его подготовку в “автомобильном” учебном заведении. Кстати говоря, есть хороший пример, касающийся тюменского регионального центра занятости.

Когда несколько лет назад в Тюмени сокращали троллейбусный парк, встал вопрос о трудоустройстве водителей троллейбусов. Их без проблем переобучили через центр занятости, для этого нашлись необходимые средства. Вопрос: почему этих средств остро не хватает сегодня? В настоящее время бюджет регионального центра занятости имеет такие параметры, что может позволить выделить на переобучение одного человека лишь 10 –13 тысяч рублей. Капля в море...


10288