Сынишка моей приятельницы сделал на днях великое открытие. Притащил две пятирублёвые монеты и магнит.
– Смотри, мам, – похвасталось любознательное чадо. – Одна монетка прилипает, а другая не прилипает. Значит, она не настоящая…
Обращаемся к специалистам.
– Обе настоящие, – успокаивает озадаченную родительницу сотрудник кафедры материаловедения Тюменского нефтегазового университета Владимир Плеханов. – Потерь в семейном бюджете не будет. Просто теперь для экономии редких металлов монеты делают из стали с медно-никелевым покрытием.
– Кстати, из чего нынче делают деньги? – пользуясь случаем, спрашиваю у нашего эксперта.
– Из всего, – кратко, но исчерпывающе отвечает материаловед. – Буквально все металлы из таблицы Менделеева поучаствовали в создании монет. Кроме радиоактивных, конечно. Некоторые в чистом виде (золото, серебро, медь), некоторые в виде сплавов (магний, марганец, хром, никель и т.д.).
Поскольку Владимир Плеханов давно коллекционирует старинные монеты, нас ожидает увлекательное путешествие в мир денег.
Делать деньги умеют все. От олигарха до сантехника. Разница только в количестве. Другое дело – изготавливать деньги. Здесь круг специалистов сужается до сотрудников монетного двора.
Из чего только ни делали монеты! Из картона (Германия), из глины (послевоенная Япония), из стекла (древняя Аравия), из фарфора (древний Египет), из дерева (демократическая республика Конго). Кстати, кленовая конголезская монетка и сейчас является официальным платёжным средством.
Есть и каменные монеты. Одна такая монетка стоит в Новой Зеландии. Хождения эта «мелочишка» не имеет (три метра в диаметре). Однако хозяев меняет. И купить на нее кое-что можно. Есть «грошики» полегче. Например, канадской золотой монеткой в один миллион долларов вполне можно прикрыть канализационный люк (диаметр – 80 см, толщина – 12 см).
Оказывается, существует на свете и такое эксклюзивное занятие – изобретение денег.
– Ничего удивительного, – размышляет Плеханов. – Всё вокруг нуждается в усовершенствовании. Деньги не исключение. Кстати, фальшивомонетчиков нынче и под дулом пистолета не заставишь подделывать монеты. Невыгодно. Даже государство выпускает металлические деньги себе в убыток. Разве что для престижа. Потому-то и переходим мы на электронный безнал. А металл оседает в коллекциях нумизматов. Скажем, отчеканили у нас в 2010-м году золотые монетки к 150-летию Банка России. Пятьдесят штучек достоинством в 50 тысяч рублей. И что? Днём с огнём не сыщешь. Разошлись, как горячие блинчики. Причём намного дороже своего номинала…
Плеханов знает немало историй про изобретателей денег. Их, оказывается, не так мало, как кажется. В Бельгии полвека существует ежегодная выставка Всемирного салона инноваций «Брюссель-Эврика». Среди ее экспонатов имеются и так называемые функциональные деньги. К ним причисляют монеты, у которых, кроме платёжных, есть и другие полезные свойства. Встречаются, к примеру, монеты, которые способны измерять …температуру. Помните советскую мелочь? Так вот: копеечные, двухкопеечные, трёхкопеечные и даже пятаки служили еще и в качестве …гирек для мелких взвешиваний, поскольку имели точный вес в один, два, три и пять граммов. Есть монетки, которые способны показывать …время. В эти миниатюрные «солнечные часы» вмонтирован выдвигающийся стерженёк.
Между прочим, диплом с брюссельской «выставки сумасшедших достижений», а к нему и патент на изобретение получил и наш тюменец. Учёный Владимир Воронов, который в то время работал на кафедре материаловедения ТюмГНГУ, предложил свой вариант инструментальных денег. Его монетки с шестигранным отверстием посередине служили …гаечным ключом для мелкого крепежа.
– А вашего естествоиспытателя с двумя монетками и магнитом после окончания школы ждём к себе, – завершает свой увлекательный экскурс Владимир Плеханов. – Это ж наш человек! У нас, на кафедре материаловедения, его стремление познать тайны вещества найдут достойное применение.
_______________________________________________________________________________
Рубрика выходит при поддержке кафедры материаловедения и конструкционных материалов ТюмГНГУ.



