Считать без вести пропавшим

Тюменка Светлана Тесленко – заслуженный учитель РФ, отличник здравоохранения. Ее отец ушел на фронт бить фашистов, когда дочери не было и двух месяцев. С войны он не вернулся, а Светлане Петровне так хотелось иметь «своего папу».

Что случилось с Петром Михайловичем Тесленко, до сих пор не известно. Лишь казенная бумага сухо рапортует: пропал без вести. Но у дочери теплится надежда отыскать следы родного человека.

– Он родился в 1914 году в Курской области. Окончил рабфак и курсы командного состава Красной армии. Его первой войной стала советско-финская кампания. Командовал взводом, был ранен. После служил на советско-польской границе в Тернопольской области. Мама Евдокия родилась в 1918 году. Окончила педучилище, работала учительницей. В 1939 году они с отцом поженились, родился мой старший брат Славик, в апреле 41-го – я, – рассказывает Светлана Петровна.

Через два месяца грянула война. Практически сразу же начались бомбежки. Семьи военных срочно увезли на вокзал, погрузили в вагоны для скота и отправили на восток. Евдокия Александровна с двумя детьми сошла на станции Валуйки Курской области. В хуторе «Зеленый клин» жили ее родственники. Впрочем, выжить и здесь было непросто. Территорию оккупировали немцы. На хуторе они постоянно не стояли, но наездами «баловали» часто. Забирали продукты, скот. При бомбежке сгорел дом, жили в погребе.

Память Светланы Петровны до сих пор сохранила нечаянно разбитую банку с молоком, подвижные белые лужицы которого растекаются по земляному полу, крохотный мешочек муки, выданный маме на трудодни, и непроходящее желание поесть.

Все детство Света мечтала хоть один раз увидеть папу, но письма от него перестали приходить уже с сентября 1941 года. Петр Михайлович воевал в составе 139-й стрелковой дивизии на Юго-Западном фронте. Получили от него несколько весточек, последняя датирована 18 августа. А потом – «Пропал без вести». И после войны семья продолжала жить «в режиме ожидания»: вдруг живой и вернется?

В 1948 году Светлана пошла в первый класс. После школы окончила Харьковское педучилище, работала в детском саду, затем был Запорожский мединститут. По распределению отработала врачом в Забайкалье, далее ординатура. Тридцать два года трудилась в Тюменском медицинском училище (ныне колледж).

Сегодня она продолжает активную деятельность в совете ветеранов. Сложилась и личная жизнь. С мужем, Владимиром Романовичем, они тридцать пять лет вместе. Есть внуки и правнуки. Однако все эти годы Светлана Петровна искала своего отца. Куда она только не писала! Ответ один: «Попал в окружение вместе с частью, откуда не вышел. Считать без вести пропавшим с сентября 1941 года».

– Все, что могла сделать для папы, я сделала. Всегда жила надеждой, даже сейчас.

Младшее поколение в семье Светланы Петровны хорошо знает своего деда и прадеда по ее рассказам. Дочь достойно хранит память об отце и до сих пор надеется найти хотя бы место его захоронения.


10238