Слово о родной школе

Прожита большая жизнь. Иногда кажется, что ее можно сравнить с книгой, в которой каждая страница – это факты, события, порой имеющие не только личную значимость.

Я не припомню случая, чтобы, в послевоенные годы, несмотря на огромный конкурс в вузы страны (в Ленинграде, например, лавиной вне конкурса шли демобилизованные и блокадники), наши выпускники не поступали бы в избранный ими институт.

Рассматриваю старую фотографию моего класса, которой ровно 65 лет. На ее обороте – полустертая надпись, сделанная накануне выпускных экзаменов, перефразированная пушкинская строка: «10а! Как много в этом слове для сердца нашего слилось!». А вот потемневшие от времени телеграммы, которые я посылала родителям из Ленинграда. В первой из них – тревога: «Конкурс на 50 мест – 650 человек», в последней – восторг: «Зачислена с общежитием!».

В семейном архиве сохранились и другие «реликвии» прошлого. Это страницы моего первого выступления на радио в бытность учебы в школе, почетная грамота ГК ВЛКСМ. Кстати, ровно через полвека я провела передачу на ГТРК «Регион-Тюмень», открывая краеведческую рубрику «Факт истории». А вот мандат красного цвета – делегата городской отчетно-выборной комсомольской конференции. Это тогда я, секретарь комсомольской организации школы, «осмелилась» с высокой трибуны критиковать работу горкома ВЛКСМ, о чем писала потом газета «Тюменская правда». Ну, и самый, пожалуй, необычный «документ» – кусочек выцветшей бумаги с чернильной надписью: 10а. Этот листочек с дверей нашего класса я сорвала себе на память во время выпускного вечера.

Сегодня не могу не назвать учителей нашей школы, которые остались в благодарной памяти учеников. Это С.А. Тогушева, Е.А. Гончар, Т.П. Овчинникова, С.И. Кубасова, Г.Т. Смирнов, В.А. Трухин, Е.С. Мушкаленко, В.А. Чертищева. Мы были учащимися единственной в области детской спортивной школы, которую создал и возглавлял впоследствии заслуженный учитель РСФСР, почетный гражданин г. Тюмени, наша легенда – П.А. Иоанидис, любимый Пал Саныч.

Тогда появились и первые чемпионы республики по гимнастике, наши одноклассники Луиза Буркова и Валентин Максимов, многочисленные перворазрядники, ставшие затем мастерами спорта СССР.

Любили и Льва Исааковича Либермана, талантливого музыканта и прекрасного организатора, впоследствии создавшего знаменитый академический хор и не менее известный ансамбль «Ровесник». В 1946-1948 гг. он руководил хором нашей школы.

Пережив лихолетье войны, мы учились с каким-то особым рвением. Да и педагоги старались вложить в нас знания. Какие интересные уроки они проводили, сколько времени уделяли внеклассной работе! А ведь с нами было нелегко. Среди нас были настоящие эрудиты. И прежде чем «принять» учителя, мы подвергали его настоящему экзамену: задавали такие вопросы, ответить на которые мог только учитель, как говорится, «о семи пядей во лбу».

Прошла через это и С.А. Тогушева – наш литератор, позднее получившая высокое звание «Заслуженный учитель школы РСФСР». До сих пор вспоминаем, как душевно она читала стихи Блока, Есенина! Однажды она решила провести литературный вечер, посвященный Н.В. Гоголю. Доклад поручили сделать мне. Сколько литературы пришлось перечитать! Подобные мероприятия, как правило, проводили в актовом зале педагогического института, который был шефом школы. Ныне это известный Белый зал ТюмГУ. На середине сцены – трибуна, за ней – я. Ни одного пустого места: присутствовали старшеклассники всех школ города. В первом ряду сидела наша Светлана Аркадьевна, и я видела только ее. Доклад получился ярким, эмоциональным. Я говорила, не заглядывая в текст. После выступления Тогушева похвалила меня. Это была настоящая радость. Но омрачил настроение Юрий Гуляев, который, проходя мимо, бросил небрежно: «Вызубрила ты свой доклад!». Я готова была разреветься. Но начался спектакль по произведениям Гоголя, поставленный ребятами нашей и мужской школ, и обида быстро прошла.

Мы очень много читали. Помню, как бегала из Затюменки в заречную библиотеку, что была на улице Мостовой (ныне Щербакова). Только на сутки давали единственный экземпляр «Молодой гвардии» А. Фадеева. Посещая исторический кружок, который вела учитель истории С.И. Кубасова, подготовила доклад о Гражданской войне в нашем крае. Столько пластов разных материалов пришлось поднять! И надо же такому случиться, на вступительном экзамене в Ленинградском государственном педагогическом институте имени А.И. Герцена достался именно такой вопрос! За ответ получила пятерку.

Евгения Андреевна Гончар, преподававшая математику, привлекала своей строгостью. Заработать хорошие оценки у нее было не так-то просто. Мы изо всех сил старались, и у нас это получалось. Мне очень нравился физик Георгий Тимофеевич Смирнов, обаятельный человек, только что вернувшийся с военной службы. Я сидела на уроке, стараясь не упустить ни одного слова учителя, а поэтому, даже не заглядывая в учебник, получала пятерки.

Да, учителя у нас были замечательные. А как переживали они, когда в облоно не подтвердили поставленную мне пятерку за сочинение (была досадная описка в одном из слов).

Практически все выпускники нашей школы того времени получили высшее образование. И сколько прекрасных специалистов вышло из них – учителей, врачей, инженеров. Раздельное обучение началось с 1946/1947 учебного года. А так как до этого мальчики и девочки учились вместе, наша дружба сохранилась, мы всегда были рядом – и в спорте, и в художественной самодеятельности. Даже уроки готовили сообща. А вечерами часто прогуливались по нашему «Бродвею» – улице Республики. Возникали первые романы, у некоторых заканчивавшиеся семейными узами.

Многие выпускники 1948 года известны тюменцам: Л. Солдатова (Духанова), Н. Рогачевских, И. Шаршина, Н. Коновалова (Радченко), М. Менгис, Ю. Тимлер, Г. Беленькая (Пелымская), Ю. Гуляев, Г. Колмаков, В. Чупров, М. Хацкелевич, С. Сазонов, Э. Граф, С. Романов, С. Горшкалев, В. Полуяхтов.

К сожалению, с каждым годом ряды «наших» становятся все малочисленнее…


10169