Один раз живём!

Заходим утром в Интернет, открываем свежую газету, включаем телевизор, а оттуда на нас вываливается просто шквал просьб о помощи: нужны дорогостоящие лекарства, не хватает денег на лечение ребёнка за границей, помогите Маше, помогите Пете, помогите, помогите…

Совесть заставляет нас читать все эти призывы, здравый смысл подсказывает, что кошелёк не так тяжёл, чтобы расставаться с последними накоплениями. И на душе становится до того паршиво, что в какой-то момент начинаем сердиться и на себя, и на тех, кто эти объявления размещает: «Нам бы кто помог!». И всё, утреннее настроение безнадёжно испорчено.

Нет, мы на самом деле люди все неплохие! И бабушке-соседке полы вымоем, и в аптеку, если нужно, «сгоняем», и за чужим ребёнком время от времени можем присмотреть. Но уж слишком много негативной информации вокруг, а средств для помощи не хватает.

Психотерапевт Максим Чекмарёв на интернет-портале Неинвалид.ру уверяет: периодически возникающее раздражение от многочисленных просьб о помощи – «это не симптомы бездушия, а обычная защитная реакция – человек уже не позволяет себе быть «на полную мощность» эмоциональным, боясь эмоционально выгореть… От неприятных новостей начинаешь защищаться цинизмом или просто их игнорировать». Да, в такой обстановке «градус душевности» в нашем обществе повысить непросто. Но ведь как-то помогать людям надо!

Чекмарёв признаётся: «Я практикующий психотерапевт, и единственный инструмент, которым я работаю, – это моя собственная личность. Утратить способность к сочувствию означает для меня профнепригодность. И иногда, после долгих рабочих дней, я буквально чувствую, как душа рискует омозолеть, покрыться корочкой и стать непробиваемой. В такие моменты мне хочется побыть одному или поговорить с близкими людьми о том, что меня тревожит. И держаться строгой информационной диеты. Ничего не читать, не слушать, не смотреть… Я согласен соприкасаться с болью и страданиями, которые встречаются в жизни каждого. Но я способен делать это и желать помочь нуждающимся, только если понимаю, что страдание не является естественным и должным состоянием человека».

Психотерапевт даёт важный совет всем, кто добровольно пытается поддержать нуждающихся информационно и размещает их призывы о помощи: «Усталость сострадать лечится счастьем, которое есть вокруг и о котором писали русские классики. Иначе может сложиться мнение, что боль и болезни – это естественно, чёрствость сердца и отсутствие совести – норма жизни, а спасать одного человека бессмысленно, потому что весь мир все равно не спасти… Чтобы не дать сработать социально-психологическому механизму, обесценивающему сострадание на фоне всего количества нуждающихся в помощи, волонтерам в своих сообщениях важно показать не столько проблему, а человеческую жизнь. Историю. Чем человек живет, что ему интересно, чем он дышит, чем он не похож ни на кого в мире? Иначе есть риск, что будет восприниматься не человек, а диагноз».

В рамках нашего проекта «В чём сила, брат?» мы тоже стараемся рассказывать истории и лишь потом просим читателей помочь той или иной семье или общественной организации. Ведь человек обязательно должен что-то получать взамен: научиться стойкости, мужеству, оптимизму, порадоваться первым успехам, узнать, куда ему обращаться в подобной ситуации, наконец. Вот и сегодня рядом с этим материалом – статья В. Шарова «Копилка для Данилки» о хорошей девушке Лере, что одна растит маленького брата, и добрых людях, которые захотели её поддержать. И мы твёрдо знаем, что найдутся и другие хорошие, неравнодушные люди.

А тем, кто устал от всеобщих проблем и просто хочет жить (не богато, не бедно, не активно или пассивно, а просто жить, и чтоб никто не трогал!), предлагаем светлую историю для души. После неё вовсе не надо немедленно куда-то бежать и перечислять кому-то деньги. Вполне достаточно будет просто порадоваться за людей и быть готовым когда-нибудь тоже махнуть на всё рукой и сказать: «Один раз живём!».

Оказывается, ярославский хоккеист Иван Ткаченко, погибший в авиакатастрофе вместе со всей командой «Локомотив», много лет жертвовал анонимно деньги на лечение онкобольных. Свой последний платеж в 500 тысяч рублей 31-летний спортсмен произвел, находясь уже на борту Як-42, перед самым взлетом. Ни шестнадцатилетняя Диана Ибрагимова из Воронежа, которой врачи поставили страшный диагноз – острый лимфобластный лейкоз, ни ее мама даже не догадывались, кто такой этот Иван Леонидович, присылавший деньги на лечение. Настоящее имя человека, благодаря которому девочка получила шанс на выздоровление и обязана жизнью, Ибрагимовы узнали лишь после его гибели – Иван Ткаченко, спортсмен-хоккеист, капитан «Локомотива».


10173