Опил и щепки как альтернатива

В Заводоуковске на базе строительной фирмы «Загрос» состоялся семинар, участники которого ознакомились с опытом внедрения модульных котельных, работающих на отходах деревоперерабатывающего производства.

Организаторами семинара выступили посольство Финляндии в РФ, правительство Тюменской области и Финско-Российская торговая палата. Мероприятие явилось ещё одним подтверждением взаимных интересов двух сторон в сфере энергосбережения, экологии и альтернативной энергетики. Накануне на встрече в Тюмени с послом Финляндии в России Ханном Химаненом и делегацией деловых кругов заместитель губернатора Вадим Шумков, в частности, отметил, что необходимость перехода на биотопливо даёт о себе знать всё острее.

На юге области более трёхсот котельных по-прежнему работает на угле и мазуте, оборудование их, как правило, давно устаревшее. А протянуть до них газопроводы не всегда представляется возможным и зачастую экономически неоправданно. Отсюда понятен состав участников семинара: заместители глав районных администраций, руководители и специалисты ЖКХ, лесхозов, предприятий деревообработки…

Но почему «Загрос»? Потому что, став в области пионером организации работы котельных на древесных отходах, фирма имеет определённый опыт. Конечно, и это прозвучало на семинаре, пустить в дело опил и щепу заводоуковским строителям, как говорится, сам Бог велел. Мощности лесозаготовки в сравнении с теми, что были какой-то десяток лет назад, здесь возросли многократно. Достаточно сказать, что годовой объём переработки древесины с арендуемых лесных участков составит ныне 178 тысяч кубометров. И достаточно назвать лишь два производства из всех новых, заработавших в последние годы. Это полностью автоматизированная пильная линия и начинённый самым современным оборудованием цех домостроения.

Однако столь активное наращивание мощности лесопиления и дальнейшей обработки древесины не могло не обернуться издержками производства – в виде терриконов опила и груд щепы. Экологическая служба предписывает утилизировать отходы. Но каким образом справиться с ними в таких объёмах? Буртовать? Сжигать? Зарывать? Как ни крутили, получалось себе дороже. Вот и родилась идея: а нельзя ли то, что, образно говоря, путается под ногами, не только устранить как помеху, но и поиметь из этого источник дополнительных доходов? Отчего ж нельзя, очень даже можно! И это давно делается в продвинутой по части безотходных производств Европе…

Почему Финляндия? Четыре года назад в поисках подходящей для наших условий технологии получения тепла из древесных отходов генеральный директор ЗАО «Загрос» Сергей Рожков вместе со своим заместителем Игорем Драчёвым объехал буквально пол-Европы. Итогом многочисленных официальных и «без галстуков» встреч с боссами некоторых известных компаний стало подписание договоров о сотрудничестве и без откладывания «на потом» работа по воплощению задуманного при возвращении домой. В 2011 году «Загрос» запустил две первых котельных на опиле и щепе: стационарную австрийской фирмы Polytechnik в посёлке Комсомольский и модульную финской компании MegaKone в селе Тумашово. Сегодня в городском округе дают тепло шесть котельных «от «Загроса»: три стационарных и три финских модульных. В текущем году запланировано запустить ещё три. Вниманию участников семинара были представлены модульные. Об их достоинствах применительно к нашим условиям собравшимся рассказала коммерческий директор компании MegaKone Мария Шульгина. Во-первых, себестоимость тепловой энергии, производимой котельными компании, более чем в два раза ниже в сравнении с газовыми. Используются местные возобновляемые ресурсы. Работают в автоматическом режиме. Есть возможность размещать их в непосредственной близости от отапливаемых объектов, что сокращает сетевые риски. Плюс возможность перемещения на другую площадку в случае подключения потребителя к иному источнику теплоснабжения, например газовому. Экологическая безопасность. Быстрый монтаж и несложное обслуживание. Всё, что требуется от получателя, – это сделать фундамент и подвести коммуникации до потребителей тепла. Например, котельная в Тумашово при доставке её из Финляндии на тягаче была смонтирована и подготовлена к работе в течение пяти дней.

Именно в селе Тумашово, по местным меркам, отдалённом населённом пункте, и соседней с ним деревне Щучье, гости смогли воочию наблюдать работу финских модульных. Котельная в Тумашово – два блока по 220 кВт каждый – обеспечивают теплом школу и здание ДК, где располагаются также сельская администрация, отделение банка и отдел Телекома. Работает в автономном режиме, здесь, как и на всех других, нет оператора. В случае какой-либо нештатной ситуации, сигнал немедленно поступает на мобильные телефоны специалистов «Загроса». По ним же вносятся коррективы в режим работы. Гостям показали, как загружают котельную топливом, как из бросовой древесины получают щепу, а также продемонстрировали, что может случиться при внезапном отключении электроэнергии. Да ничего! Не успели наблюдающие глазом моргнуть, как тут же включился дизель-генератор… И всё же кто-то, видимо, томимый сомнением: неужто всё так хорошо и гладко, спросил: были ли претензии от потребителей? Бывают временами, но только одно: чересчур жарко! – услышал в ответ.

084-2-2В Щучьем котельная с тепловой нагрузкой 1,4 Гкал/ч обслуживает 35 потребителей, в том числе психоневрологический интернат. И здесь по ходу осмотра площадки, помещений и оборудования Игорь Драчёв, его специалисты и Мария Шульгина едва успевали отвечать, пояснять, показывать. Интерес к происходящему был несомненным. Более того, уже спрашивают: как много уйдёт времени на согласования по приобретению и установке котельных с нашими властями и финской стороной?

– Согласования с местной властью проходили у нас быстро, несколько сложнее со службами региональными. С финнами? Никаких проблем! Все согласования с ними заключаются в обмене рукопожатием и честном слове. Был случай. Потребовался насос для дополнительной комплектации модуля. Выехал в Финляндию. Спрашиваю: как быстро сможем получить насос? Какие предоставить документы и подписать бумаги? Нет, нет, отвечают, ничего не нужно. Мы сейчас позвоним и привезут. Когда? Да вот пока пьём чай с вами… Вот такая у них бюрократия! – смеясь, подытожил Игорь Тимофеевич.

Семинар завершился совещанием. Участники обсудили увиденное и услышанное. Хотя, надо сказать, маловразумительное «обсудили» не вполне и даже совсем не отражает накала тех бурных, местами эмоциональных дебатов, что развернулись в зале. Да и по времени совещание не уложилось в отведённый час. Скажу также, что отнюдь не все приняли на ура призывы к нововведению в топливном хозяйстве. И некоторые доводы «против» звучали вполне резонно. К примеру, если на территории муниципалитета 100% газовых котельных, какой смысл ломать сложившуюся структуру? Иное, иметь модули в качестве резервных источников тепла. Опасения высказывались по поводу древесных отходов. Понятно, что теми, на чьих территориях нет крупных предприятий деревопереработки. Сегодня вездесущий «Загрос» помимо своего округа на давальческой основе может обеспечить отходами ещё три района, в которых имеет арендованные лесосеки: Упоровский, Ялуторовский и Исетский. К примеру, только в последнем складировано 17 тысяч кубометров древесины. Но… Это сейчас древесные отходы практически ничего не стоят. Но, как только на них появится массовый и в больших объёмах спрос, где гарантия, что цены тут же не взлетят? Так получилось с дизтопливом, которое в советские времена стоило вчетверо меньше самого ходового тогда бензина марки АИ-76, а сегодня дороже горючего с куда большими октановыми числами. Кстати, ещё один довод в пользу мобильных котельных. Всякая газовая обязана иметь котельную резервную, сейчас они на жидком баснословно дорогом в сравнении с тем же опилом топливе. Вот и думайте сами, решайте сами…

Вопросы, вопросы, вопросы… От простых, вроде качества потребляемой воды, срока окупаемости модульных котельных или согласования с гостехнадзором, до таких, в дебрях терминологий которых человек непосвящённый рискует сломать голову. Но в зале собрались специалисты, а хозяева семинара отстаивали свою убеждённость в перспективности биотоплива не на пальцах. Для всеобщего обозрения на большой экран проецировали таблицы, графики и схемы, составленные на основе двухгодичного опыта эксплуатации котельных. Взять, к примеру, влияние влажности на мощность. Выяснилось, что оптимальный вариант – это влажность щепы 43%. Досушивать – лишние затраты, а топить более сырой – потеря мощности. И так по всем режимам работы модулей.

Вместе с тем Игорь Драчёв счёл нужным предупредить собравшихся и о «подводных камнях», с которыми «Загрос» столкнулся с первого же года работы стационарной котельной, отапливающей центр Заводоуковска. Сначала обескуражил несанкцианированный разбор воды из теплосетей, проще говоря – её воровство. До ста кубометров в сутки! Пришлось, сделав предупреждение жителям центра по местному ТВ и в районной газете, запустить в систему порцию красящего и к тому же дурно пахнущего реагента. Естественно, было много недовольных, даже – обращения в прокуратуру, впрочем, не нашедшей в данной акции чего-либо противоправного. Но, что бы там ни было, разбор воды с тех пор уменьшился в десять раз. И ещё одна куда более существенная проблема. Речь о сборе денег за свою услугу в городе. Защитив тариф на продажу тепла Заводоуковскому ЖКХ, хозяину сетей, «Загрос» не получил от него ни копейки. Хоть судись, ибо суммы исчисляются миллионами рублей! Правда, горожане и часть предпринимателей рассчитываются за тепло с «Загросом» через РКЦ. Основные же потребители – организации бюджетной сферы и федеральных структур – исправно перечисляют платежи в ЖКХ. Но, будучи на картотеке, рассчитаться с «Загросом» предприятие не в состоянии. Поступления тут же отбираются у коммунальщиков в счёт налогов и погашения задолженностей за поставки газа и электроэнергии.

Это сообщение также вызвало всплеск эмоций у собравшихся. Как обезопасить себя от подобных недоразумений? Как, не ущемляя интересов других производителей тепла, но и оберегая свои, прописаться с модульными котельными в тепловом хозяйстве региона? Ответ может подсказать предложение об организации эффективной работы котельных на биотопливе, озвученное хозяевами семинара. По их мнению, основой производственной деятельности должно стать автономное учреждение (оператор) с созданием районных производственных центров, которые будут являться организатором процесса подготовки топлива, его распределения и доставки на котельные. Котельные могут быть построены или реконструированы инвесторами, имеющими в союзе с администрацией области гарантии обеспечения сырьем. Работать необходимо в тесном взаимодействии с предприятиями лесного фонда. По замыслу авторов предложения, создание подобной организации под контролем государства обезопасит муниципальные образования от неприятных неожиданностей.

Прозвучало и более конкретное предложение. Провести в скором времени кустовые совещания в тех районах, где планируется переход на биотопливо. С тем, чтобы детально разобраться: что делать и с чего начать? Слово за областью, которая должна принять решение о компенсации затрат на реализацию данного проекта, считают участники семинара. 084-2-3Кстати сказать, именно губернатор Владимир Якушев стоял у истоков внедрения у нас биотопливной технологии. И это буквально. Вспоминается лето 2009 года, когда в очередной его приезд в «Загрос» руководитель предприятия Сергей Рожков рассказывал руководителю области о замысле построить котельную, работающую на древесных отходах, и показывал участок промзоны, тогда только ещё размеченный под её строительство. Тем более свежо в памяти прошлогоднее посещение губернатором котельной, стабильно работающей на опиле, гарантированно обеспечивающей теплом немалую часть города. Уже шестой по счёту…

Семинар завершился. Спрашиваю Марию Шульгину:

– Можете назвать кого-то, кто уже здесь, на семинаре, обращался к вам с намерением заключить договор о поставке модульной котельной?

– Да, конечно! Подходили, интересовались, – ответила она, но фамилий попросила не называть.

Да я и не настаивал. Понимаю: не сглазить бы!


10137