Эхо войны постепенно стихает. Все меньше остается непосредственных участников тех событий. Но до сих пор их воспоминания сопровождаются волнением в голосе и слезами. Оставить в прошлом былое им не дает не только память, но и старые раны.
За окном – праздничный салют, а Елизавете Музафаровой кажется, что снова началась война, хотя с того памятного сентября 1943 года прошло семьдесят лет.
Она родилась в 1924 году в селе Кармацкое Аромашевского района в семье швеи и мостостроителя. Там же окончила среднюю школу. В мае 42-го весь класс решил идти на фронт, но повестки получили только те, кому исполнилось 17 лет, в том числе и Лиза. После курсов медсестер в Голышманово ее в числе 130 девушек отправили в Омск, где формировалась 308-я стрелковая дивизия. Три месяца девчата осваивали армейские премудрости.
Их учил стрелять, бросать гранаты, ползать, выносить раненых с поля боя командир Иван Расков. Был он всего на два года старше своих подопечных. После Елизавета оказалась в Саратове, потом на ст. Котлубань, что в 200 км от Сталинграда. Здесь немцы образовали коридор, через который форсировали Волгу.
– Все небо затянуто самолетами, – вспоминает Елизавета Васильевна, – Натужно ревут танки. Сверху сбрасывают металлические бочки. Бои шли жуткие! У противника был приказ – взять Сталинград! А у нас – не отдать его. Раненых столько, что не успевали выносить, помогали бойцы.
Моя собеседница и сейчас, в свои 88 лет, энергичная, но такая хрупкая! И непонятно, как в юности ей удавалось выносить с поля боя солдат.
– Однажды попался такой тяжелый раненый боец! Тащила его из последних сил, но не успела, умер, – говорит Музафарова. – Мертвое тело стало еще тяжелее и придавило меня к земле, еле выкарабкалась.
Врагу удалось разделить 62-ю армию на несколько частей. Остатки дивизии, в которой служила Елизавета, вернулись в Сталинград, чтобы отправиться на новые рубежи.
В сентябре 1943 года в результате тяжелого ранения наша землячка лишилась ноги. Из боя девушку вынесли два солдата. Потом были госпиталь, ампутация, четыре операции. В Новосибирском лазарете познакомилась с фронтовиком, воевавшим на Халхин-Голе. Создали семью и уехали в Винницкую область. Там она отучилась два года в мединституте, а с третьего курса перевелась в Свердловский, который окончила в 1950 году по специальности «Лечебное дело». Работала врачом в Шадринске. Последствия тяжелого ранения не помешали ей вести насыщенную жизнь. Вырастили троих детей. В 1967 году они с мужем переехали на Сахалин. Однако в 2000 году остров постигло сильное землетрясение. По состоянию здоровья пришлось вернуться в Шадринск. Сейчас Елизавета Васильевна проживает в Тюмени с семьей внучки Натальи, помогает растить правнуков. Читает им книжки и называет их по-взрослому – Степан, Александр и Павел.
К сожалению, сегодня Елизавета Васильевна не может обойтись без посторонней помощи: из-за неполадок с протезом вынуждена пользоваться неудобной старой инвалидной коляской, приобретенной с рук. Надеется, что после освидетельствования медицинской комиссией у нее появятся нужные средства реабилитации.
Несмотря на трудности, фронтовичка сохраняет бодрость, оптимизм и чувство юмора.
– Я всегда жила активно, любила петь. За прожитую жизнь мне не стыдно. Что бы я ни делала, во все вкладывала душу. А что война – так это не в моей власти, – подводит итог моя собеседница, бабушка трех внуков и трех правнуков.
Мне же в заключение хочется привести содержание одного исторического документа из семейного архива:
«Наградной лист № 216
Медведева Елизавета Васильевна.
За период боевых действий на Брянском фронте Медведева проявила мужество и отвагу. Под огнем противника она оказала первичную медицинскую помощь 65 раненым и эвакуировала с поля боя 29 бойцов и командиров с их личным оружием. 14.07.1943 г. на выносившую раненых Медведеву напали 2 немца. Медведева броском гранаты уничтожила их и продолжала вынос раненых.
Старший сержант медицинской службы
Санинструктор Сталинградского фронта (подпись)
28.07.1943 г.»
Наград у нее – военных и мирных – предостаточно. Но главная – любимые правнуки. Ради них она воевала и не хочет, чтобы когда-нибудь им пришлось такой же ценой защищать свою землю от врага.



