Венская рапсодия

Юные музыканты из тюменской школы искусств “Этюд” отправились на штурм австрийской столицы грандиозными силами – 96 человек почти целиком заняли три вагона поезда, а потом, в Бресте, пересели на два больших туристических автобуса. На границах их не досматривали, проверяли паспорта и давали зеленый свет, только раз, для порядка, попросили открыть чемодан. А все потому, что на лобовом стекле значилось: “Международный конкурс-фестиваль”. Его российское название “Венский вальс – Венский звездопад”. Позже на лауреатских дипломах написали проще: “Wiener Fest” – “Венский праздник”. Впрочем, для тюменцев поездка стала не только праздником, но и испытанием…

Однако обо всем по порядку. Есть в городе Санкт-Петербурге творческий центр “Вдохновение”, который сотрудничает с организаторами конкурсов и фестивалей для школьников и студентов в Чехии, Болгарии, Финляндии, Франции, Австрии и, разумеется, России. Центр уведомляет заинтересованные организации о ближайших конкурсах, выступает посредником в переговорах, помогает с оформлением документов, планирует экскурсионную программу… Участие стоит денег, но за творческое развитие своих детей родители готовы платить.

Конкурсов разного ранга и в Тюмени проходит немало, ученики ДШИ “Этюд” в них регулярно участвуют. И коль скоро появился шанс испытать свои силы за рубежом, разве можно устоять? Собрались команды пианистов и скрипачей, а с хорового отделения – целый букет коллективов: кандидатский хор, старший хор, ансамбль мальчиков, и это не считая солистов и вокальных групп. В 2005 году из ДК “Строитель” в школу “Этюд” перешел именитый детский хор “Сибирята”. К тому времени подопечные Татьяны Солодовниковой успели побывать за границей, поездить по России. И на достигнутом не остановились. В позапрошлом году выступали в Финляндии, в прошлом – во Франции… Для остальных это был первый концертный выезд за рубеж. Не всем Вена оказалась по карману – восьмерым хористам помогли депутаты областной Думы. Семейные обстоятельства помешали отправиться в Австрию пятилетней пианистке Камилле. Педагог Ирина Басова занимается с ней уже год. Малышка даже успела подготовить программу для конкурса… И на общем фото по праву занимает место среди победителей.

Родина вальса встретила путешественников холодом и снегом. А сибиряки оделись по-весеннему – в Европу же ехали. Да тут еще выяснилось, что пианистам не дадут как следует порепетировать. “У нас в школе приличные инструменты, – рассказывает Ирина Басова. – Но их трудно приспособить для детей. Чтобы каждому было удобно, чтобы инструмент не “выкрикивал”, чтобы было красиво. Вот почему у нас на конкурсах детям всегда даются акустические репетиции. А там – буквально две минуты на каждого. Только сесть, посмотреть на стул – высоко или низко. Но, удивительно, потом дети выходили на сцену – и рояль звучал. Настолько великолепный, чуткий инструмент. Я такого в жизни не видела. И никто из ребят не сказал, что рояль не слушается”. Кстати, “Wiener Fest” – государственный конкурс, в числе его соорганизаторов министерство иностранных дел Австрии и Венское городское управление культуры. Они предоставили конкурсантам зал венской капеллы мальчиков, его великолепная акустика потрясла даже искушенных “Сибирят”.

Знать бы заранее, что так будет, можно бы и не беспокоиться. Но накануне концерта педагоги и родители отчаянно искали место для репетиций. Сначала им посоветовали обратиться в музей музыки, потом – пройтись по музыкальным магазинам… И всюду юным артистам отказывали. Пока они не забрели в небольшой магазинчик, где продавщица говорила по-русски. Полчаса за роялем – три евро, и все довольны. Кроме тех, кто успел как следует расхвораться. Девятилетний Даня сел за рояль с температурой 38,6 градуса. У третьеклассницы Маши Лагутовой перед концертом жар и вовсе подскочил до отметки 39,3. “Она просила маму: Оставь меня, пожалуйста, в гостинице, – рассказывает Ирина Басова. – А мама говорит: Я тебя на руках понесу, только пойдем, пожалуйста”. Мама у Маши – врач. Она сделала все, чтобы дочка смогла выйти на сцену. В результате – первая премия. Потому что сцена лечит, уверены педагоги: “Когда она отыграла, я говорю: «Ну все, Маша, сейчас выздоровеешь. Потом, после награждения, возвращаемся в гостиницу – а она и правда здоровая. Говорит: «Мне легче стало”.

Ребята привезли домой целый ворох кубков и дипломов, хотя конкурировать пришлось и с австрийцами, и с юными музыкантами с Украины, из Прибалтики, и с соотечественниками из Кирова и Петербурга. Призовых мест члены жюри, педагоги венской консерватории, не жалели. Но максимум, на что мог рассчитывать солист, – это первая премия, объясняет Ирина Басова. По негласному правилу, гран-при присуждается только коллективам. В этом году он достался ансамблю скрипачей “Экспромт” под руководством Ирины Степановой. Тюменцам удалось поразить судей: 16 ребят от 9 до 17 лет играли вместе дружно и слаженно. То есть, конечно, по сложности партии у них были очень разные. Что отнюдь не помешало гармоничному звучанию… Пока мы беседовали с преподавателями, в класс заглянул Дамир Тимканов. Он окончил школу два года назад, но со скрипкой не расстается. В победе “Экспромта” есть и его вклад.

Сколько всего наград досталось ученикам ДШИ “Этюд”, пожалуй, и не сосчитаешь. Педагоги с удовольствием вспоминают, как ребята с разных отделений поддерживали друг друга, болели за “своих”, неважно, пианисты это, скрипачи или хористы. Поездка удачно выпала на каникулы, и по возвращении многие родители тут же понесли в школы трудно заработанные дипломы, кубки, фотографии… “Для них очень важно, что кто-то в другой стране оценил талант их ребенка”, – отмечает завуч ДШИ “Этюд” Валентина Орестова. Возможно, за первой поездкой последуют и другие – загадывать пока рано. В любом случае, уверены педагоги, венский конкурс дети запомнят надолго, а занятия музыкой сделают их более развитыми, разносторонними, восприимчивыми и уверенными в себе – какое бы будущее они для себя ни выбрали.


9903