Война оставила незаживающие раны в каждой российской семье, искалечила миллионы судеб. Перед памятью самых дорогих нам людей мы обязаны сохранить для современников и будущих поколений уникальные свидетельства трагических событий нашей истории, очевидцами, непосредственными участниками которых были дети войны. Волею судеб они оказались в самом ее пекле.
В нарушение положений Гаагской конвенции 1907 года об отношении воюющих сторон к детям их труд использовался в концлагерях, на военных заводах, на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях.
Концентрационные лагеря стали фабриками смерти: Освенцим, Тремблинка, Майданек, Бухенвальд, Дахау, Маутхаузен, Палемонис, Каунас, Алитус, Саласпилс, Заксенхаузен, Люблин, Маненгейм, Штутггоф, Равенсбрюк, Озаричи, Кингисепп, Любань, Жмеринка, Нюрнберг, Ноенгамме…
Размах трагедии подтверждает статистика: «В годы Второй мировой войны фашистской Германией было создано 11 тысяч концлагерей,
40 тысяч тюрем, 4 тысячи гетто. Там содержалось более 18 миллионов человек из 30 стран мира. Из них свыше 11 миллионов уничтожено. Среди погибших – пять миллионов граждан СССР».
Узников фашистских концлагерей и перемещенных лиц сжигали в печах, травили газами, у них брали кровь для немецких солдат, на них ставили медицинские эксперименты, испытывали новые препараты и заставляли до изнурения работать. Среди заключенных были дети, малыши, новорожденные, которые тысячами гибли от голода, болезней и невыносимых условий жизни.
11 апреля 1945 года неподалеку от Веймара (Германия) тревожно и скорбно загудел колокол. Он призвал узников к восстанию…
Когда в концлагерь Бухенвальд вошли американские войска, восставшие уже установили контроль над лагерем смерти, и над ним был поднят красный флаг. В значительной степени благодаря этому фашисты не успели замести следы своих страшных преступлений, показания жертв дошли до международного Нюрнбергского трибунала.
Приведем клятву бывших узников Бухенвальда, озвученную ими в день освобождения: «… Мы клянемся перед лицом всего человечества: лишь тогда мы прекратим свою борьбу, когда последний преступник предстанет перед судом народов! Искоренить фашизм – вот наш девиз.
Мир и свобода во всем мире – вот наша цель!» с тех пор по решению ООН, 11 апреля отмечается как Международный день освобождения узников фашистских концлагерей.
Бывший малолетний узник лагеря Палемонис Светлана Григорьевна Маркадеева на открытии памятного знака узникам концентрационных лагерей сказала: «Мы чудом остались в живых, сохранили преданность Родине, своей жизнью защищая честь и достоинство личности. Памятный знак – это предостережение от угроз нацизма и терроризма. Напоминание о хрупкости планеты, на которой живем. Пока живы мы, послед-ние свидетели Второй мировой, жива и память о замученных, расстрелянных, задушенных, заживо погребенных. О тех, кого загоняли в бараки, донорские госпитали. Предать эту память – значит, расчеловечиться».
Попавшие в плен пережили страшные и позорные унижения, испытали голод, холод, тяжелый непосильный труд. Сегодня они, наряду с ветеранами войны, нуждаются во внимании, моральной и материальной поддержке. Жертвы фашизма – это легко уязвимая, травмируемая категория людей, оказавшихся на склоне лет в большинстве своем социально незащищенными и одинокими.
Последнее поколение свидетелей той страшной войны… Они много страдали в неволе.
На огражденной колючей проволокой территории не было медицинской помощи и элементарных бытовых условий. В плену из десяти человек выживал только один... Узничество детей – пока еще белое пятно в истории войны.
Сегодня бывшие узники концлагерей – уже пожилые люди. Мы не получаем вторую пенсию, как блокадники Ленинграда и инвалиды войны, мы лишены возможности ездить по памятным местам. Но почему? Мы находились в зоне боевых действий в постоянном страхе быть убитыми. Потом нас угнали в рабство в чужие страны. Это годы ада… Кровоточат раны воспоминаний. У нас осталась только память о поруганных детстве и юности, которых нам уже никто не вернет.
Нас с каждым годом становится все меньше и меньше, но светлая память о тех, кто страдал, живет в наших сердцах. В знак этого мы каждый год склоняем головы, зажигаем свечи, салютуем жертвам фашизма.



