О том, что дорого

Директор судостроительного завода Израиль Натанович Крысов во время войны на митинге о заводе сказал примерно такие слова: «…Наш многотысячный коллектив…». Его после митинга поправили: «Ваш завод – чуть больше тысячи работающих…». На что он весьма справедливо ответил: «А с городком (судостроителей) будет больше трех тысяч». И это было верно. Городок жил жизнью завода. Чужих тут не было. Свои ЖКО, баня, подсобное хозяйство, клуб, пионерский лагерь, детский сад, ремесленное училище. И когда собирались идти в центр Тюмени, говорили: «Пошли в город». Даже сад судостроителей назывался Загородным.

После войны городок разросся. Завод вел большое капитальное строительство. Только из заводских домов выросла улица Жигулевская, большая часть заводских домов – на ул. Щорса, Елизарова. Наши дома появились на Холодильной, Харьковской, Мельникайте, Котельщиков. Выстроены школа рабочей молодежи, больница, несколько детских садов, поликлиника, водофизио-лечебница и бассейн с минеральной водой, профилакторий, подсобное хозяйство, спортивный комплекс. В 1964 г. численность завода достигла шести тысяч человек. А, пользуясь арифметикой Крысова, нас было около 20 тысяч.

Завод внёс большой вклад в дело освоения тюменских недр. С 1947 по 1992 гг. построено почти 2300 судов. Это пассажирские и наливные, сухогрузные и буксирные теплоходы, рефрижераторы, автомобильные паромы, плавучие электростанции, буксиры, танкеры, баржи различных типов.

Выполняя постановление ЦК и СМ СССР, в 1964 году завод перешел на серийное строительство нефтеналивного флота. За четыре года было построено 186 нефтеналивных барж и сорок нефтеналивных танкеров общей грузоподъемностью 406 тысяч тонн. Этот флот обеспечил до пуска нефтепроводов перевозку более пяти миллионов тонн нефти с Севера на Омский НПЗ.

Наш завод был не просто большим предприятием. Он выпускал очень нужную стране продукцию. Первая – тентовые баржи для перевозки зерна, другие сухогрузные суда и лихтеры. До 1941 года на заводе строились баржи, пассажирские и буксирные паровые суда, часть из которых поставлялась в другие регионы в разобранном виде.

В период Великой Отечественной войны, с 1941 года, завод перешел на выпуск военной продукции – сначала на изготовление корпусов мин и боеголовок к реактивным снарядам, а с 1942 года – торпедных катеров Г-5 и Г-5-123 бис. Строительство последних продолжалось в 1946-м и 1947 годах.

На заводе не просто работали, а жили его заботами и радостями. Складывались коллективы цехов, отделов. Дети ходили в заводские детские сады, учились в одних школах. Работники завода вместе строили жилье, профилакторий, подсобное хозяйство, отстаивали завод от наводнений, отдыхали на заводской турбазе, занимались спортом. Все это сближало заводчан, позволяло легче переносить трудности, которых тоже было немало.

Перед въездом на завод висел красочный плакат с надписью «Мой завод – моя гордость». Это были не пустые слова.

Наши суда работали не только в Западной Сибири, но и на Лене, Енисее, Колыме и даже на Амуре. В соответствии с постановлением ЦК от 1958 г. заводу было поручено освоить и организовать серийное производство ряда наземных подвижных средств, входящих в ракетные комплексы. Он успешно справился с этой задачей. Быстро менялся завод, превращаясь в современное промышленное предприятие. Недаром в 1982 году за достигнутые производственные успехи ему присвоено звание завода имени 60-летия СОЮЗА СССР, а в 1985 году он награжден орденом «Отечественной войны I степени». Такой чести не удостаивалось ни одно промышленное предприятие в Тюмени! Высокие требования к качеству продукции существенно подняли квалификацию рабочих и инженерно-технических работников. Вырос технический уровень производства. С заводом за его историю связали судьбы десятки тысяч людей.

Для автора статьи многое в истории завода было давно известно, но когда весной 2008 года меня пригласили на первый организационный сбор с целью начать подготовку материалов для книги о заводе, мне бросилась в глаза запущенность заводского музея. Особенно бесхозными выглядели документы, хранящиеся в запасниках. Инициатором сбора в заводском музее стал председатель совета ветеранов г. Тюмени Василий Прокопьевич Малков. На первом собрании присутствовали Ю.Д. Алфимов, Н.И. Потапова, Б.М. Тавосин, Н.Г. Курятников. Посовещавшись, мы решили, что каждый из нас составит свой план написания книги. Такие планы были переданы Малкову В.П. в мае.

Побывав несколько раз в музее и внимательно рассмотрев выставленные экспонаты, обратил внимание на шкафы, которые во время работы Василия Дмитриевича Блюма никто не открывал. Когда ознакомился с содержимым первого шкафа, то понял, что на стендах нашего музея выставлена парадная часть заводских экспонатов, и что она составляет примерно пять процентов от их общего числа.

Новые хозяева завода («Интегра»), пришедшие в 2006 году, проявили уважительное отношение к истории завода. Но ожидать, что они затратят средства на восстановление музея, было наивно. Сейчас завод закрыт. Невольно вспомнились слова Петра Петровича Потапова: «Ненавижу лентяев и временщиков». Первая часть этой фразы была очевидна, а вот правоту второй наглядно показала постсоветская история завода. Стала реальной возможность потери экспонатов музея. Было ясно, что спасение информации, хранящейся здесь, теперь забота ветеранов. И выполнить ее возможно только в электронном виде.

Василий Дмитриевич Блюм – организатор музея – составил картотеку на каждого награжденного орденоносца и большую группу передовиков производства, на экспонаты и большую часть фотографий. А на всех участников войны и трудового фронта – не успел.

За годы перестройки громадная работа была заброшена. Стало ясно, что восстановить порядок, созданный ранее, никто не сможет. Большие усилия, затраченные на сохранение памяти о людях, работавших на заводе, пропадают. Сетовать на новых хозяев бесполезно. Наше поколение по-настоящему считало завод своим, и сохранить память о нем стало делом не просто нужным, но и чрезвычайно важным по нескольким причинам. Ликвидированы многие тюменские заводы и фабрики, оставшиеся – перепрофилированы, существенно сократились по численности. Вместе с промышленными предприятиями исчезает и память о них. Теряется связь поколений. Промышленных предприятий с такой большой и богатой историей, как у нашего завода, в Тюмени не стало. Уверен: сохранение памяти о нашем заводе позволит со временем полнее воссоздать и историю нашего города. Слова А.С. Пушкина о том, что «уважение к минувшему – черта, отличающая образованность от дикости», не следует забывать.

Подавляющее большинство ветеранов завода с пониманием отнеслось к предложению перевести экспонаты заводского музея в электронный вид. Меня искренне тронуло предложение нашего ветерана Александры Ивановны Бесчастных, которая, встретив меня за работой в музее, предложила свою помощь. И, надо сказать, несмотря на проблемы со здоровьем, выполнила большой объем работы по сбору воспоминаний у ветеранов, работавших во время войны. Открыла для меня целый пласт памяти о работе заводского клуба.

Другим надежным помощником на несколько лет стала наша бывшая работница Раиса Михайловна Душко ... В рамках этой публикации не перечислить всех, кто принял участие в этой работе. Но еще несколько фамилий я просто обязан назвать. Самая большая работа выполнена Юрием Дмитриевичем Алфимовым (по описанию истории оборонного производства и постсоветскому развалу завода). Причем эти документы отличаются полнотой и точностью. Большую помощь оказали Б.М.Тавосин, Г.Н. Пиголев, И.Д. Комаров, А.А. Жиряков и многие другие. Всего на сегодня в сборе материалов приняли участие более ста человек. Отдельно следует сказать о Надежде Ивановне Юровских. Во многом только благодаря ей мы знаем телефоны ветеранов. Она поддерживает непосредственную связь с фронтовиками и многими тружениками завода, работавшими во время войны.

Заметно оживило сбор материалов первое собрание ветеранов завода, которое удалось провести 11 ноября 2009 года в помещении бывшего шахматного клуба на ул. Щорса, 8. А помог в этом депутат Тюменской городской Думы Юрий Александрович Баранчук. Встреча сопровождалась показом экспонатов музея на большом экране с помощью проектора и компьютера, что позволило более наглядно представить прошлое завода. Оказалось, что ветераны очень нуждаются в общении между собой, и заводская история им интересна потому, что они – участники всех заводских дел.

Ясно, что с работой по сбору материалов о заводе нужно спешить: ветераны уходят, уносят с собой память о событиях, которые без их свидетельства становятся менее понятными.

Общаясь с ветеранами и их детьми, я обратил внимание на то, что дети и внуки в большинстве случаев более активны в сборе материалов, чем старшее поколение. Так, Михаил Минкин задал только один вопрос, когда ему стала понятна суть моей просьбы: «А что надо?». Ответ был таков: «А как бы ты хотел, чтобы твои дети и внуки узнали полнее и ярче о твоем отце?» На следующий день в моей электронной почте был исчерпывающий ответ. Примерно так же поступила и С.Н. Бурова. Она оперативно выслала документы по электронной почте. Причем последние – почти ровесники нашего завода. Но такое случалось редко, чаще приходилось навещать каждую семью ветеранов с ноутбуком и сканером. А это требует много времени и сил. Большие и подробные материалы о своих близких предоставили Вольхины, Калинины, Л.Н. Мищенко.

Какие сведения собраны в электронном архиве:

1. О довоенном заводе (решения о создании завода, о рабочих и служащих, технологическом оборудовании, зданиях и сооружениях).

2. О заводе во время войны (составлены (частично) списки и фотографии фронтовиков, найдены списки всех работников цехов за январь 1942 года, полный список награждённых медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», справки о численности завода, обеспеченности жильём и другие интересные документы).

3. О ветеранах. Скомплектованы именные папки из документов, найденных в музее. Все материалы разложены в алфавитном порядке.

4. О послевоенном периоде (списки и фотографии бригад, работников завода, отмеченных правительственными наградами, суда постройки 1947–2006 годов, оборонное производство (пояснительная записка с приложениями, в которых указаны фамилии наиболее отличившихся), строительство жилья и соцкультбыт, медицина, ГПТУ, подсобное хозяйство, самодеятельность, спорт и ряд других документов).

5. Кинохроника, спасенная заводской любительской киностудией (пятидесятилетие завода, бригада Рыкованова в 1964 г., несколько фрагментов о стапеле, цехах 7, 9, 15, 16, митинги, демонстрации.) К сожалению, основная часть кинолент во время правления Метельских потеряна.

6. О продукции и технологии. Все суда, построенные на заводе после войны. Товары народного потребления. Общие виды цехов, оборудование, средства механизации.

7. Более 30 личных воспоминаний.

8. Книги почета за 1947, 1950–2007 годы. В них представлено более 700 человек.

9. Газета «Тюменский судостроитель». С 1962 по 1994 годы более 1500 шт.

10. Подробные справочные материалы о состоянии завода в 1998 году, информация о расчленении завода Метельскими, войне за власть в семье, падении производства, банкротстве.

Сканирование документов заводского музея закончено. В июле 2012 года все экспонаты по официальному акту переданы в Музейный комплекс имени И.Я. Словцова. В декабре 2010 года вышла в свет книга «Завод-труженик, завод-воин» (тираж 500 экземпляров). Издание очень хорошо оформлено. Но даже 400 страниц не смогли полно представить наш завод. К тому же в ней содержится много неточностей и фотографий без указания фамилий. Не умаляя значения книги, стоит признать, что она, даже самым добросовестным образом написанная, не сможет отразить историю завода с достаточной полнотой. Поэтому появление в августе 2012 года в Интернете сайта «Память о Тюменском судостроительном заводе» (tsz-memory.ru) должно постепенно восполнить пробелы и недоработки книги, что позволит найти большее число добровольных помощников в сохранении памяти о заводе и его людях. Это стало возможно благодаря помощи Ю.А. Баранчука.

Знаю, что в Тюмени могли бы оказать помощь в сборе материалов родственники В.Д. Блюма, Д.С. Рыкованова, Г.Д. Малыгина. Попытки найти их пока безуспешны. Очень надеюсь, что эта публикация в газете позволит их отыскать.

На многочисленные газетные призывы, обращенные в период организации музея к работникам завода в «Тюменском судостроителе» с просьбой приносить в заводской музей документы о заводе, откликов было немного. И только после персональных обращений Василия Дмитриевича экспонаты появлялись. Причина такой «глухоты» мне стала понятна после того, как ветераны стали приносить дорогие для них документы. Все они долго и аккуратно хранились в домашних архивах. Это было видно по папкам, в которых они содержались, и хорошей сохранности. А в музее даже два письма с фронта превратились в нечитаемые лохмотья. Эти письма отсканированы и с помощью компьютера будут прочитаны.

044-3-2Сбор материалов о заводе радует тем, что память живущих заставляет многих задумываться об ушедших, о том, как мы живем сейчас. И уж совсем здорово, когда в этом участвуют дети.

«У меня воевали два моих прадедушки. Одного звали Ефим, другого Петр. Дедушка моей мамы – Петр Васильевич Щастный – ушел в народное ополчение. Воевал на Северо-Западном фронте. Был командиром взвода в звании лейтенанта. В боях был тяжело ранен, его направили в тыл, на Тюменский судостроительный завод, где он стал работать инженером…». Эти слова написаны Никитой Лахно, когда ему было 11 лет.

Наши материалы в электронном виде стали более доступны, и уже есть отзывы родственников бывших работников завода. Вот некоторые из них.

Тюмень. «…позвольте поблагодарить Вас за Ваш бесценный труд и те материалы об отце, которые Вы любезно предоставили мне. Весь вечер мы с мамой смотрели, вспоминали, плакали. Спасибо Вам огромное!!!»

Германия. «Огромное спасибо за помощь!!! В ближайшее время напишу письмо брату».

Слова «Никто не забыт, ничто не забыто» должны вызывать уважение. К сожалению, мы на заводе забыли многих, в том числе фронтовиков. Судите сами. После войны здесь работало около шестисот фронтовиков. В 1965 году совместным решением от 8 мая № 14 награждено 328 человек. В музее хранятся: картотека на 219 воинов, а снимки – только 133 ветеранов. Что уж говорить об остальных работниках завода.

Сбор материалов о заводе и о тех, кто на нем работал, – дело кропотливое. Поэтому работу следует разбить на несколько направлений:

– сбор документов в первую очередь у старейших ветеранов;

– уточнение (с помощью военкомата) списка фронтовиков;

– уточнение списка награжденных правительственными наградами в послевоенный период и сбор документов о них;

– поиск отсутствующих в музее книг почета за 1948 и 1949 годы;

– сбор документов о заводском ГПТУ-4;

– сканирование фотопленок, в том числе хранящихся в областном музее;

– систематизация собранных материалов;

– «лечение» в электронном виде поврежденных документов;

– подготовка документов для Интернета;

– рассылка по электронной почте материалов о заводе всем принимавшим активное участие в сборе материалов;

– переписка с жителями Херсона, Феодосии, Санкт Петербурга, родственники которых работали на заводе во время войны (такие запросы давно ждут ответа).

Уверен, что собранные в электронном виде материалы заинтересуют областной государственный архив.

Прошло уже 15 встреч ветеранов Тюменского судостроительного завода в помещении, где ведет прием депутат Тюменской городской Думы Ю.А. Баранчук. Волнение и радость ветеранов передать словами трудно, это надо видеть.

Встречи по сбору материалов планируем проводить еженедельно по средам с 16 до 18 часов по адресу: Тюмень, улица Щорса, 8. Копирование документов будем производить, как правило, в присутствии владельцев и тут же их возвращать. Но предварительно позвоните по телефону 41-09-92, во вторник с 19 до 21.

Электронный адрес для сбора новых экспонатов: yuri-andreev@yandex.ru

 

Обращение

Уважаемые судостроители!

Давайте сохраним историю родного завода. Она нужна не только нам, но и нашим детям и внукам. Нам есть чем гордиться. Расскажите о себе, своих товарищах по работе, поделитесь дорогими для вас документами. Давайте вернем имена и фамилии несправедливо забытым нашим ветеранам войны и труда.

В.В. Важенин, В.Н. Доровиков, А.Н. Пинигин,
Ф.С. Полевщиков, Г.Н. Пиголев, Б.М. Тавосин.


9560