Есть профессии, которые по доброй воле могут выбрать только сильные люди. Реаниматологи – из таких. Спокойные, не привлекающие к себе много внимания, но умеющие сутками вкалывать до седьмого пота, упорно не желая отдавать человека в руки смерти. Главврач Тюменской областной клинической больницы Сергей Миневцев, прослуживший «на переднем крае» более пятнадцати лет, считает, что после такой трудовой школы уже ничего не страшно.
– Сергей Васильевич, как вы вообще связали свою жизнь с врачеванием и почему выбрали именно эту тяжёлую медицинскую специальность?
– Честно говоря, до армии у меня чёткого представления о том, в каком жизненном направлении двигаться дальше, ещё не сложилось. Служба в Вооружённых силах, к которой, надо сказать, я с большим удовольствием готовился, всё расставила по своим местам.
В армии в то время обострилась эпидемиологическая ситуация, не хватало медицинских кадров, и меня прямо из военкомата отправили сначала на специальные курсы военфельдшеров, а потом в дальневосточную тайгу, на «точку», где я должен был среди прочего заставлять старослужащих соблюдать элементарные правила гигиены. Впечатления незабываемые, но характер закалился. Когда вернулся домой, путь был ясен – только в Тюменский государственный медицинский институт.
– Простите, я вас перебью, но ведь к тому времени вы были уже женатым человеком. Как решились учиться очно, это же шесть лет да плюс ещё потом два года ординатуры?
– А я постоянно работал и всю ответственность за семью всегда нёс сам. Во-первых, стройотряды, откуда студенты привозили огромные по тем временам зарплаты – до полутора тысяч рублей. Во-вторых, учился хорошо, поэтому получал повышенную стипендию – пятьдесят семь рублей. Кроме того, я был заместителем председателя профкома – это тоже оплачивалось. Кстати, на выбор медицинской специальности семейное положение тоже повлияло – в реанимации платили больше. Хотя, конечно, это не было единственным аргументом – всё сложное было интересно, притягивало. В молодости трудностей не боишься, о тёплых местах не думаешь. Тюменская городская клиническая больница № 2 надолго стала моим вторым домом.
– А что самое тяжёлое в работе анестезиолога-реаниматолога?
– Выходить к родственникам пациентов, которых не смогли спасти. К бессонным ночам, трудным дежурствам и неординарным случаям мы с товарищами относились спокойно, как к должному. А вот к смерти привыкнуть невозможно, это как кусок от сердца оторвать. Поэтому многие реаниматологи до старости и не доживают.
– Но, наверно, и делить радость со спасёнными людьми приятно?
– Вот это не о нас. Реаниматологов никто не знает в лицо. Пока ты с пациентом работаешь, он обычно без сознания, родственники в страхе. Это потом они уже непосредственно общаются с лечащими врачами, забывая о реанимации как о страшном сне. И хорошо.
– Как в больнице пережили девяностые?
– Как все, трудно. Ни медикаментов, ни зарплат, оборудование допотопное, молодёжь начала из профессии уходить. В 1992 году пришлось возглавить забастовку. Всё-таки здравоохранение мы все вместе сохранили, несмотря ни на что. В 1993 году меня назначили заместителем главного врача по социально-экономическим вопросам. А это, считайте, самые проблемные точки. Но мы тогда и места в детских садах выбивали, и многим комнаты в общежитии предоставили. Ездили в деревню за мясом, рыбачили. Коллектив был очень дружный. А в 1994-м и финансирование стало регулярным, зарплаты повысили в три с половиной раза, начали поставлять новое оборудование. Жизнь в больнице наладилась, хотя, конечно, работать приходилось много. Когда в 2000 году предложили переехать в Югру и возглавить филиал Фонда медицинского страхования, то уезжал, можно сказать, прямо с дежурства в реанимации. Через четыре года вернулся на должность заместителя директора департамента здравоохранения Тюменской области, а потом приступил к работе главного врача областной клинической больницы.
– Говорят, это учреждение переживало тогда не лучшие времена?
– Я знал, куда шёл. Работы – поле непаханое, коллектив «звёздный». Совместить практику и управленческие функции здесь не получалось: реаниматологи трудятся в экстренном режиме, а у меня площади в 80 тысяч метров, два больших стационара, надо ежедневно всё обойти и во всё вникнуть. Очереди на операции были большие. Работала одна кардиобригада, выполняла 80-90 шунтирований коронарных сосудов в год. Личной заслуги, что в это время в областную больницу пришло финансирование, я не вижу. Но наше несомненное достижение в том, что денежные потоки коллектив направил в нужное русло, чётко определив, что на тот момент было наиболее важным, а что второстепенным. Пыль людям в глаза не пускали, а закупили всё необходимое современное оборудование, в том числе компьютерный томограф, магнитно-резонансный томограф, провели работу с кадрами. Сначала исчезла детская очередь на кардиохирургию. Потом взрослая. В 2011 году кардиохирургами было прооперировано более 1500 пациентов.
– А всё-таки как областной больнице удалось приобрести тот же магнитно-ядерный томограф, другое важнейшее оборудование для диагностики и лечения больных?
– Состояние отечественной медицины всегда зависело от политической воли государственного руководства. Мы не частная клиника. На рубеже 2004-2005 годов больница начала получать поддержку из областного бюджета, прежде всего по программе «Сотрудничество». Неоценимую помощь нам оказывает областное правительство. Вы сами видите, как Владимир Якушев, первое лицо региона, лично проверяет работу поликлиник, вникает во все проблемы и потребности даже небольших лечебных учреждений. И, безусловно, областная клиническая больница всегда в сфере его внимания. Часто не мы просим, а нас спрашивают, чем помочь. В этом смысле многие регионы нам завидуют.
– Сергей Васильевич, как вам удаётся совмещать руководство крупным лечебным учреждением и общественную работу?
– Путём долгих и изнурительных тренировок. А если серьёзно, то я горжусь тем, что мне, например, было поручено участвовать в региональном проекте «Ключ к жизни». Как член попечительского совета благотворительного проекта могу сказать: нам удалось привлечь довольно крупные суммы для направления больных тюменских детей на лечение за границу, и каждая копейка тратится только на заявленные цели. Депутатство – тоже высокая общественная нагрузка. В городской Думе я возглавляю комиссию по социальной политике. Приём депутата очень похож на приём врача – с хорошим не приходят, только с проблемами. И обычно с такими, которые не смогли по каким-то причинам решить муниципальные власти.
– Но ведь для их решения нужно, с одной стороны, уметь договариваться с совершенно разными людьми, а с другой – быть очень твёрдым в отстаивании своей точки зрения.
– И в подобных ситуациях мне тоже помогает большой опыт работы в больнице. Если вы болеете душой за дело, то никаких компромиссов быть не должно. И нелицеприятные вещи в лицо нужно уметь говорить, и расставаться навсегда с некомпетентными работниками, и учиться переступать через собственные обиды.
– В Тюменской области впервые вводится должность уполномоченного по правам человека. Были долгие обсуждения кандидатур, и в результате вы в одном шаге от окончательного утверждения на этот пост. Какой вы представляете себе эту работу?
– Раньше такой должности в регионе не было, поэтому ожидания у людей самые разные. Одни надеются, что уполномоченный немедленно истребит всё вселенское зло, другие видят в нём человека, обслуживающего интересы «сильных мира сего». Думаю, ошибаются и те и другие. Себя я вижу переговорщиком, который будет последовательно, в соответствии с законом отстаивать интересы пострадавшей стороны. Это тоже сродни экстренной медицинской помощи.
Биографическая справка
Миневцев Сергей Васильевич. Родился 21 января 1957 года в д. Толстоверетино Куртамышского района Курганской области в семье рабочего.
С 1964-го по 1974-й год учился в Курганской средней школе.
После окончания школы поступил в Курганское базовое медицинское училище, которое окончил в 1977 году, получил диплом по специальности фельдшера. Работал фельдшером на станции скорой помощи Курганской городской больницы № 1.
С 1977 по 1979 год – служба в рядах Советской армии.
Сразу после службы в армии поступил на лечебный факультет Тюменского государственного медицинского института, который окончил в 1985 году.
С 1985 по 1987 год проходил подготовку в клинической ординатуре по специальности “Анестезиология и реаниматология”.
С 1987 по 2000 год работал в Тюменской городской клинической больнице № 2 врачом-анестезиологом-реаниматологом, заместителем главного врача по социально-экономическим вопросам.
С 2000 по 2004 гг. работал директором Нефтеюганского филиала Ханты-Мансийского ОФОМС и первым заместителем исполнительного директора Ханты-Мансийского ОФОМС.
С 2004 по 2005 гг. являлся заместителем директора департамента здравоохранения Тюменской области.
В апреле 2005 года был назначен главным врачом Государственного лечебно-профилактического учреждения “Тюменская областная клиническая больница”.
В 2006 году присуждена ученая степень кандидата медицинских наук.
Депутат Тюменской городской Думы.
Награжден Благодарностью министра здравоохранения Российской Федерации. За период работы в должности главного врача ГЛПУ “ТОКБ” награжден почетными грамотами губернатора Тюменской области и Тюменской областной Думы.



