Среди членов ветеранской организации пожарной охраны и спасателей Тюменской области есть особая категория – вдовы сотрудников. Это женщины, прошедшие со своими мужьями трудный путь борьбы с огнем. Сегодня они бережно хранят память о своих мужьях, их делах, ставших историей Тюменской области. Мы встретились с вдовой начальника УПО УВД Тюменской области Анатолия Викторовича Смоленского.
Раиса Алексеевна уже пятнадцать лет живет без своего Толи, но каждый день мысленно возвращается в то время, когда он был с ней. Его документы, книги, фотографии – все напоминает о любимом. В сердце пожилой женщины он навсегда останется молодым и красивым.
– Это было во время войны, – рассказывает Раиса Алексеевна. – Наши войска отступали. Станица Усть-Лабинская замерла в страхе. Где-то рядом шли бои, а мы прятались по домам, чтобы не попасть на глаза оккупантам. Мама мазала меня сажей, спасая от взглядов озверелых фашистов. Вот так, золушкой, я и ходила долгих шесть месяцев. А потом наши войска вернулись, нас освободили. У нас тогда на постое стоял молодой офицер Владимир. Однажды он познакомил меня со своим боевым товарищем, Толей. Это была любовь с первого взгляда.
Через некоторое время ребят перевели в Краснодар, и он в любую свободную минутку мчался ко мне, преодолевая расстояние в 60 километров. …А потом была свадьба. Скромные посиделки с родными и друзьями (официального бракосочетания не было, расписались мы гораздо позднее).
Демобилизовавшись, Анатолий уехал на родину, в Баку. Супруге слал письма и телеграммы с просьбой поскорее приехать. Они с мамой продали семечек и кукурузы, собрали денег на билет, и Смоленская отправилась к мужу, предварительно отослав ему телеграмму. Но в Баку ее никто не встретил. Адрес, по которому искала суженого, помнит до сих пор – Островского, 51. Нашла. Телеграмма пришла через три дня после приезда.
Начали строить семейную жизнь. Анатолий пошел на курсы бухгалтеров, но работу найти так и не смог. Случай привел его в пожарную охрану. В ту пору шел 1948 год. Вскоре его отправили в Харьков в пожарно-техническое училище. А жена осталась в чужом городе с маленьким Юркой на руках.
Три долгих года Раиса ждала своего Толю, а он вернулся и скомандовал: «Собирайся!». И они поехали в Сталинград (Анатолия назначили начальником военизированной пожарной команды спецУПО «Сталинградгидростроя»). В городе семья снимала комнату, Смоленский жил при команде на «Зеленом острове». Наконец им дали комнату. Анатолий с головой окунулся в работу. По окончании высших пожарно-технических курсов семья переехала в Киров (Анатолия Викторовича назначили заместителем начальника УПО УВД Кировской области).
– Сейчас, вспоминая нашу кочевую жизнь, ни минуты не жалею ни о чем, ведь мы были вместе – я, Толя, наши дети и моя мама, – улыбается моя собеседница.
В 1960 году Смоленские прибыли в Тюмень. Анатолий Викторович вступил в должность начальника УПО. Здесь ему сразу дали квартиру. Смоленский месяцами находился на Севере, особенно когда там тушили нефтяные фонтаны или крупные пожары. А Раиса Алексеевна устроилась в строительную организацию. Отработала там восемнадцать лет.
– О своей работе муж старался мне не говорить, – добавляет Раиса Алексеевна. – Да и не нужно было. Я сама видела его уставшего, встревоженного, порой пропахшего дымом и гарью.
Он уходил на службу, а я с тревогой ждала встречи с ним, он уезжал в командировки, а я молилась, чтобы вернулся живым.
Он был строгим и ответственным, очень любил детей и внучек. Я жила за ним как за каменной стеной. Часто рассматриваю семейные альбомы (за долгую жизнь накопился огромный архив). Каждый снимок – это история нашей жизни.
Коллеги, подчиненные Анатолия Викторовича любили и уважали. Его помнят и сегодня. Ветеранская организация пожарных и спасателей Тюменской области чтит память о нем и поддерживает теплые отношения со мной. Я постоянно чувствую их заботу и внимание. Огромное им за это спасибо.



