Последнее письмо Владимир Мерзляков написал за одиннадцать дней до гибели
15 февраля, когда отмечалась очередная годовщина вывода советских войск из Афганистана, участники митинга на мемориальном кладбище Ялуторовска по традиции собрались возле памятника-часовни, чей колокол звонит по тем, кто погиб в «горячих точках».
Задерживался взор на памятной табличке с шестью фамилиями: Виктор Арсентьев, Закир Егоров, Олег Купрыч, Петр Русаков, Тамара Рязанцева, Алексей Шалагинов. Все они полегли в Афгане. Но ведь этот список не полон! Здесь, на этом памятнике скорби и солдатской славы, не хватает еще одной фамилии. Ровно десять лет назад представители власти и общественной организации «афганцев» договорились исправить досадную оплошность. Но этого до сих пор не произошло.
Что ж, еще раз придется напомнить, каким он парнем был, Владимир Мерзляков. В «Книге памяти о советских воинах, погибших в Афганистане», вышедшей в 1999 году в «Военном издательстве» в двух томах, о нашем земляке, как и о других героях этой скорбной энциклопедии, говорится лаконичным языком военных сводок: «Мерзляков Владимир Иванович, майор, ст. инструктор отделения спецпропаганды, род. 14.10.1949 в дер. Шеляково (ошибка, правильно – Шиликуль – П.Б.) Заводоуковского р-на Тюмен. обл. Русский. В Вооруж. Силах СССР с 30.8.67. Окончил курсы по программе сред. военно-инж. уч-ща при Тюменском ВИКУ и ВИИЯ (Военный институт иностранных языков – П.Б.).
В Респ. Афганистан с дек. 1983. Во время выхода для агитационно-пропагандист. работы среди населения одного из уездов в провинции Каписа 24.4.1984 группа солдат, возглавляемая им, была окружена. В бою М. погиб.
За мужество и отвагу нагр. орд. Красного Знамени (посмертно). Похоронен на Северном кладбище в г. Ленинград».
Более подробные сведения сообщила двоюродная сестра Мерзлякова, Светлана Владимировна Кириллова, работавшая в районных электросетях:
«В 1957 году Володя пошел в первый класс школы в селе Лыбаево Заводоуковского района. Здесь и окончил восьмилетку. В 9-10 классах учился в средней школе № 7 (теперь школа №1 – П.Б.) г. Ялуторовска. Жил у тети, Филатовой Марии Константиновны. В 1967 году поступил в ТВВИКУ. В 1969 г. женился. После окончания училища поехал служить в ГДР. В 1976-77 гг. учился в Москве в Военной академии на факультете иностранных языков (в приведенном выше документе речь идет об институте иностранных языков – П.Б.). Знал английский, немецкий, арабский и ряд других языков. После окончания академии вновь уехал служить в Германию. В 1982 году вернулся в г. Ленинград и преподавал на военной кафедре одного из вузов. В декабре 1983 г. уехал служить в Афганистан.
В 1972 г. в ГДР родился первый ребенок – сын Владимир, а в 1977 году, тоже в Германии, родилась дочь Анжела. Мама – Мерзлякова Александра Константиновна. Передовик производства. Бывала на ВДНХ в Москве. Удостоена ордена Ленина. Умерла в октябре 1987 г. в Ялуторовске. У Владимира было три брата и сестра. Хорошо помню также, что у Володи была медаль за перелет через экватор, он летал переводчиком в Африку».
С.В. Кириллова дала мне три письма Владимира Мерзлякова, написанные в Афганистане. Отрывки из них излагаю в хронологическом порядке.
«3дравствуйте, мои дорогие тетя Валя, дядя Володя и Света!
Пишу письмо с нового места службы, из Афганистана. Служить буду в Кабуле, в столице. Получилось все очень быстро и неожиданно. На сборы дали 3 дня, и уже 2 декабря я прилетел в Кабул. Уже ходил в рейд, работал с афганскими товарищами. Работа интересная. Погода стоит нормальная, днем можно ходить без шинели. Холодно утром и ночью.
У меня все хорошо. Жив, здоров. Здесь главное – не заболеть тифом или желтухой, а так жить можно. Масса впечатлений, наблюдений, но и многого писать нельзя.
Приеду в отпуск, поделюсь...
Обо мне сильно не волнуйтесь. Все будет хорошо.
Передавайте привет всем знакомым, т. Маше, д. Вале, Юрику, Сергею. Поздравьте от меня Верочку.
г. Кабул. 19.12.1983 г. Ваш Владимир».
Второе письмо содержит больше деталей.
«3дравствуйте, мои дорогие т. Валя, д. Володя, т. Маша, д. Валя, Света, Юрий и Сергей. С приветом и массой самых наилучших пожеланий ваш племянник и брат. Будучи в командировке в г. Кандагаре, получил от вас письмо и только по приезде пишу ответ. Я жив, здоров. Служба идет нормально. Уже втянулся. Служба здесь специфическая. Почему? Вы люди грамотные, газеты читаете, знаете, что здесь происходит. Вот мы и помогаем народу строить новую жизнь. Больше месяца работали среди афганских племен, и по уровню жизни, и по своему развитию, и по отношениям еще, можно сказать, живут в 13 или 14 веке. Встречалось много людей, которые ни разу в жизни не видели врача. Не говоря об их детях. Они не видели маленькой толики того, что наши дети к 5-6 годам жизни. И вот этому народу мы помогаем все это преодолеть. Правда, здесь очень сильно влияние религии – ислама. Женщины до сих пор ходят в парандже, живут на своей половине дома и т.д., т.е. поставлены в положение ничтожества. Правда, в крупных городах уже появляются девушки и женщины с открытым лицом. Имею много знакомых среди афганских товарищей, особенно среди военных. Вот так вместе и работаем...
Пишите обо всем. Письма от вас помогают здесь служить и жить.
Целую всех. Ваш Владимир.
г. Кабул. 8.02.84 г.».
И последнее письмо, написанное за 11 дней до гибели.
«Здравствуйте, т.Валя, т. Маша, дядя Володя, Валентин и Света!
...Сейчас опять нахожусь в командировке (мы вообще мало сидим в Кабуле), на этот раз, наверное, надолго, месяца на полтора. Здоровье нормальное. Самочувствие хорошее. Здесь главное – не расслабляться. Как скиснешь, считай, что заболел или надломился. У нас есть уже примеры, когда люди ломаются. Условия ведь нелегкие. Но ничего, мы, сибиряки, прорвемся. Служба и работа идут нормально. В мае будут отправлять на очередное звание – подполковник. Главное, чтоб все было нормально, а все остальное придет. Погода стоит теплая, временами жаркая. Сады уже отцвели. Кругом зелено, а у вас, наверное, еще и снег лежит.
…До свидания. Обнимаю и целую.
Владимир.
Привет всем.
г. Баграм, ДРА. 1З.04.1984 г.».
Ко всему сказанному добавлю, что Владимир Мерзляков – выпускник школы №1 г. Ялуторовска.



