Тема патриотического воспитания стала сегодня, как никогда, актуальной. Ряды призывников редеют, имидж Российской армии пошатнулся. Состоятельные родители стараются отправить отпрысков получать высшее образование за рубежом, дабы они не попали в российские казармы. О сложившейся ситуации мы беседуем с руководителем специализированного класса допризывной военной подготовки «Корсар» Горьковского МО Ильёй ШАФРЫГИНЫМ.
– Немного предисловия. Родом я из Горьковки. Отец был председателем призывной комиссии, мама работала учителем физкультуры в местной школе. Когда я был маленьким, папа брал меня с собой в военно-полевые лагеря, на сборы, мне всё это страшно нравилось.
После окончания школы получил среднее специальное образование и пошёл в армию. Службу проходил в Ишимском учебном центре Воздушно-десантных войск № 242. Учился на командира отделения артиллерийской разведки. По распределению попал в Костромской артполк. Восемь месяцев жил в полевом лагере. Через полтора года подписал контракт. Система службы по контракту, считаю, оправдала себя: у ребят хороший заработок, нормальные условия проживания. Тем, у кого не было квартиры, предоставлялось служебное жильё. За время службы приобрёл массу новых навыков.
Из Костромы уехал потому, что соскучился по родным местам. Там я познакомился со своей будущей женой, но поженились мы здесь. Сейчас живём с родителями. Я работаю старшим группы задержания отдела вневедомственной охраны города Тюмени. На протяжении трёх лет веду занятия в специализированном классе допризывной военной подготовки по Горьковскому МО.
– Сколько человек сейчас в вашем классе, и чем вы конкретно занимаетесь?
– Наш класс существует уже шесть лет. Сейчас в него ходят 15 человек, из них четыре девочки. Во время каникул стараемся совершать полевые выходы на 2-3 дня. Иногда просто выбираемся на природу – посидеть у костра. Я также практикую встречи ребят с ветеранами. Начинаются занятия всегда с теории – знакомства с воинским уставом. Раз в неделю мы изучаем приёмы рукопашной борьбы, в праздники проводим показательные выступления.
– Основой патриотического воспитания, говорят, являются национальная идея и национальное самосознание. Как вы считаете, нужна ли нам национальная идея и развито ли у современной молодёжи национальное самосознание?
– Патриотизм не делит граждан, проживающих в одном государстве, по национальному признаку. Однако сегодня люди, принадлежащие той или иной нации, объединяются в общины. Вроде бы ничего плохого в этом нет, но у детей формируется самоидентификация со своей национальностью, а не со страной, в которой они проживают. Можно ведь разработать иной подход к воспитанию детей в рамках национальных традиций. Например, в школе вести специальный урок, где ребята будут изучать культуру, обычаи и традиции народов, проживающих на территории Российской Федерации. Кстати, и русские познакомились бы как следует со своей культурой. Я, например, наблюдаю, что дети других национальностей хорошо знают свои традиции и обычаи, а нашим дай только в клубе потусоваться да на папиной машине покататься.
Стоит, наверное, попробовать ввести в школе уроки политического просвещения, потому что у современных детей поверхностное понимание роли Российского государства в современном мире. Это, возможно, повысит национальное самосознание молодёжи. И, конечно, нужно чтобы у них перед глазами было как можно больше хороших примеров для подражания. Печально, что на премьеру фильма «Человек-паук-5» идёт масса молодёжи. А попробуй-ка затащи её на ту же «Брестскую крепость» или «В июне сорок первого».
Что касается национальной идеи, то ею, считаю, должно стать воспитание высококультурного человека, уважающего родину и старших, готового в случае войны взять в руки оружие и пойти защищать свою страну.
– Воспитание достойных сынов Отечества невозможно без опыта прошлого…
– С этим нельзя не согласиться. Чтобы дети учитывали и ценили опыт прошлых поколений, их нужно сызмальства возить в гости к бабушкам-дедушкам и другим родственникам, которым есть что поведать юным «о делах давно минувших дней». У меня до сих пор ком к горлу подступает, когда вспоминаю рассказы своих бабушек и дедушек (они все воевали). Если человек видит достойные примеры, это должным образом влияет на его мировоззрение и характер. А через призму прошлого молодой человек научится понимать современную реальность, осознавать проблемы настоящего.
В школу нужно почаще приглашать ветеранов не только Великой Отечественной войны, но и других военных кампаний. На телевидении нужны интересные передачи на военно-патриотическую тематику: об истории Вооружённых сил, о Героях России, о новинках военной техники и оружия.
– Смелость, твёрдость характера, физическая выносливость – необходимые составляющие военнослужащего. Насколько они развиты в молодых людях, и что вы предпринимаете, чтобы воспитать в них эти качества?
– Всё это в молодых людях присутствует. Но если Бог дал человеку физическое здоровье, то нужно воспитывать в нём усидчивость. В отношении смелости – разговор отдельный. Я провожу с ребятами занятия по психологии общения, где внушаю: нужно избавляться от стеснительности и нерешительности. Многие путают со смелостью агрессию – вот этого у них хоть отбавляй! Кто-то кого-то нечаянно задел или словом случайно обидел – и всё! Пошла ругань, а то и драка. Объясняю, как нужно себя вести, чтоб было взаимопонимание. Военная форма требует уверенности, безупречного поведения, вежливости и галантности по отношению к женщине.
А вот твёрдость характера у молодёжи тянет на «троечку». Брать инициативу в свои руки, если того требуют обстоятельства, почти никто не готов.
– Как сформировать у молодёжи мотивацию к прохождению военной службы?
– Нужно вернуться к опыту советского времени – ввести в учебный план начальную военную подготовку, чтобы к окончанию школы ребята умели собирать и разбирать автомат, обращаться с противогазом, маршировать и петь патриотические песни. Неплохо бы возродить проведение смотра строя и песни. Это поможет психологически подготовить парней к службе. Когда человек готов, появляется и мотивация.
– Зачем нужно служить в армии?
– Я категорически не согласен с тем, что службу ограничили одним годом. За это время солдат мало чему успевает обучиться: только освоит, как автомат правильно в руках держать, а его уже домой отправляют. Профессиональные навыки, ответственность, готовность жертвовать собой и осознание себя защитником Родины приходят только к концу второго года службы. Теперь же, при таких послаблениях, да еще с учётом пожеланий призывника относительно выбора войск, не отслужить – просто грех.
Армия – это школа жизни. Каждый, кто относит себя к особям мужского пола, должен отслужить в армии, чтобы доказать, в первую очередь самому себе, что он – мужчина.



