Как «медведи» в Россию прилетели

В декабре 1951 года в Советском Союзе началось серийное производство атомной бомбы РДС-1. Главным нашим противником в «холодной» войне, начавшейся сразу же после окончания Второй мировой, стали США.

В обеих странах только началось проектирование межконтинентальных баллистических ракет, поэтому средствами доставки атомных бомб на территорию потенциального врага должны были стать стратегические бомбардировщики с дальностью более 12000 км. В США такой самолет строила фирма «Боинг», а в СССР его создание поручили ОКБ А.Н. Туполева. Практически одновременно в 1956 году началось серийное производство дальних «стратегов» «Боинг-52» и Ту-95. По классификации НАТО, наш самолет получил название «медведь». Обе машины при взлетном весе свыше 170 тонн несли бомбовую нагрузку в 20 тонн и имели дальность полета более 12500 км. Американский самолет имел восемь реактивных двигателей, а Ту-85 – четыре турбовинтовых.

Удивительно, но и тот, и другой до сих пор состоят на вооружении. За прошедшие годы их неоднократно модернизовали. ОКБ Туполева применило на самолете новые двигатели, и он стал Ту-95М. Разведывательный вариант Ту-95РЦ, оснащенный крылатой ракетой Х-20, получил название Ту-95К. Более 30 лет эту удивительную машину выпускал Куйбышевский авиационный завод. Одновременно в цехах строили пассажирский Ту-154.

Последняя модификация самолета называлась Ту-95МС. Его экипаж состоял из семи человек, навигационно-пилотажное оборудование имело бортовой комплекс обороны, средства постановки помех. В бомболюке находилась револьверная установка для пуска шести крылатых ракет большой дальности. До 1991 года была построена 31 единица. Кроме того, выпустили 57 самолетов с размещением бомб на четырех подкрыльевых узлах подвеса.

Когда Советский Союз распался, аэродромы с самолетами дальней авиации оказались на территории других государств. На Украине командир Узинской дивизии генерал Башкиров присягнул новой власти, и перегнать стоявшие там 43 самолета в Россию не получилось. Только в 2000 году удалось спасти от уничтожения семь Ту-160 и три Ту-95МС. Остальные были разобраны на металлолом.

За Уралом в начале 90-х несла боевое дежурство 30-я воздушная армия, 23-й полк которой имел на вооружении самолеты Ту-95К и Ту-95МС. Они базировались на аэродроме Чаган под Семипалатинском. Руководство суверенного Казахстана уже «положило глаз» на эти машины. В феврале 1992 года наши летчики провели почти детективную операцию по спасению Ту­-95МС.

Командующий 30-й воздушной армией вызвал к себе начальника отдела боевой подготовки полковника Артюхина и поручил ему вернуть ракетоносцы на родину. План был простой. Боевую подготовку в дальней авиации никто не отменял, и каждый день с аэродрома Чаган поднималась пара Ту-95МС. Самолеты шли на аэродром Украинка в Амурской области. Навстречу им вылетала пара Ту-95К, пилоты обменивались в полете позывными и садились в аэропорту Чаган. Поскольку оба типа этих машин мало чем отличались друг от друга, заметить подмену было сложно. Так за месяц удалось переправить в Россию пятнадцать Ту-95МС. За последними тремя самолетами в Казахстан прилетел на транспортном Ан-12 сам Артюхин с тремя экипажами. Нужно было спешить, потому что один из прапорщиков, почувствовав неладное, сообщил в Министерство обороны Казахстана о возможной подмене.

Рано утром Артюхин объявил в полку боевую тревогу. Экипажи заняли места в кабинах. Мела метель, видимость составляла менее ста метров. Казахстанские «приватизаторы» пытались помешать взлету, перегородив полосу аэродрома, но «медведи» уже набрали скорость, их не остановил даже автоматный огонь спецназа.

Сейчас дивизия стратегической авиации дислоцируется в городе Энгельсе Саратовской области. В ее составе три полка: один летает на Ту-95МС, другой – на Ту-160, третий – самолеты-заправщики Ил-78. А Валерий Михайлович Артюхин в 1998 году ушел на пенсию.

Р.S. При подготовке материала использованы следующие источники: В. Хайрюзов. Стратегическая авиация России. Москва, изд. «Вече»; В. Баргатинов. Крылья России. Москва, изд. «Эксмо».


9364