Эта новость с быстротой молнии облетела весь Петербург. 27 января 1837 года (8 февраля по новому стилю) состоялась дуэль между Александром Пушкиным и офицером конногвардейского полка Жоржем Дантесом.
Стрелялись у Парголовской дороги на Черной речке. Пушкина в качестве секунданта сопровождал старый товарищ по лицею, инженер-подполковник Данзас. Условия поединка были необычайно жестокими: барьер в 10 шагов, число выстрелов могло достигать трех, пока кто-либо из соперников не будет ранен или убит. На этом настоял сам Пушкин. Один раз он уже вызывал Дантеса на дуэль. Француз прослыл отъявленным женолюбом, постоянно заводил романы с дамами петербургского света. Он буквально преследовал жену Пушкина Наталью Николаевну. В ноябре 1836 года поэт бросил Дантесу перчатку. Однако голландский посланник Геккерен, покровительствовавший любвеобильному французу, добился переноса поединка на более позднее время. Он даже устроил невыгодный брак Дантеса с сестрой Натальи Николаевны – Екатериной Гончаровой. Но в январе 1937 года тот же Геккерен неожиданно стал требовать немедленной дуэли.
Пушкин первым подошел к барьеру, Дантес, не доходя трех шагов, выстрелил. Александр Сергеевич рухнул в снег – пуля попала ему в живот. Но он нашел в себе силы на ответный выстрел. «Браво!» – воскликнул Пушкин, когда Дантес упал, но тот немедленно поднялся. У него оказалось легкое ранение правой руки, чуть ниже локтя. А Пушкина доставили в дом на Мойке, где доктора пытались оказать ему помощь. Тщетно! 10 февраля 1837 года в 2 часа 45 минут в России не стало Пушкина. Погиб поэт! Солнце русской поэзии, наше всё!
«У мертвого лет не бывает», – сказал Достоевский. Вот и Александру Сергеевичу – тридцать семь или больше двухсот? В день рождения и в день смерти Россия чтит его память.
Кажется, обстоятельства дуэли известны до мельчайших подробностей. Но… Давайте проанализируем последствия поединка. Дантес стоял перед выстрелом Пушкина вполоборота, правым плечом вперед, согнутая рука плотно прижата к груди, кисть с пистолетом защищала сердце; плечо и предплечье – грудную клетку, а локоть – область печени. Дуэльные пистолеты того времени заряжались пулей весом около 10 граммов и обладали энергией, сравнимой с пистолетом ТТ, состоявшим на вооружении Красной армии во Вторую мировую войну. Пуля Пушкина, стрелявшего очень хорошо, попала Дантесу в живот, но считалось, что произошел рикошет от пуговицы мундира, и, изменив направление, свинец пробил правую руку ниже локтя. После дуэли, 5 февраля (по старому стилю) 1837 года, по поручению Комиссии Верховного суда штаб-лекарь Гвардейской конной артиллерии коллежский асессор Стефанович посетил Дантеса, осмотрел его и представил рапорт. В нем он указал, что имеется сквозное ранение правой руки ниже локтя, входное и выходное отверстия на небольшом расстоянии друг от друга. Кроме того, раненый жалуется на боль в правой верхней части живота, которая обнаруживается при глубоком вдохе, хотя наружных повреждений нет.
Пуля Пушкина попала Дантесу в живот, ударилась о препятствие, каковым могла быть противопульная защита, изменила направление, ранив правую руку. Ударившись о защитную преграду, травмировала внутренние органы Дантеса, что и вызывало боль при вдохе. В современной системе внутренних дел при использовании бронежилетов в конце ХХ века неоднократно обследовали сотрудников, пострадавших от выстрелов, и обнаруживали на теле гематомы. Это подтверждает, что грудь Дантеса в момент дуэли с Пушкиным защищала плотно прилегающая к телу кираса из высококачественной стали, специально изготовленная для него. Поэтому не случайно М.Ю. Лермонтов в своем стихотворении «Смерть поэта» назвал Дантеса убийцей, хотя в первоначальном варианте написал: «Его противник хладнокровно навел удар…».



