Коль начало февраля погоже, весну жди раннюю, пригожую. Потому что по солнечному календарю древних жителей Руси уже наступило пролетье. Хотя на дворе еще зима и месяц зимний – февраль, он же лютень, сечень, вьюжень, крутень. Но уже… бокогрей.
Грядёт весна пригожая
Действительно, еще крепок морозец, но все ярче солнышко, и в погожий день уже чувствуется его легкое тепло. И откуда-то с юга, будто из деревенского детства, шальной вихрь вдруг донесет пряный аромат пробуждающейся пашни... То трепетная и могучая природа-мать напоминает своим непутевым детям: проснитесь и радуйтесь – на дворе утро года. Время перемен и обновления в феврале славится обилием очистительных обрядов.
В Максимов день, к примеру, существовала традиция: если в жизни что-то не ладилось, муж и жена выходили с крыльца, взявшись за руки, подходили к яблоньке и отряхивали снег-иней неразведенными руками – это символизировало снятие всех бед и невзгод с семейной пары. Иные супруги, намереваясь разойтись, произносили странную фразу: «Не живи со мной, пойдем в баню да разведемся!». А искупавшись… продолжали жить вместе. «Разведемся» ведь несет и иной смысл – расплодимся, размножимся. Мудрый народный обычай – решение расторгнуть союз, с другой стороны, можно рассматривать и как попытку примирения.
Время для этого вполне подходящее: февраль издревле на Руси – самая пора свадеб. На середину месяца приходится день святого Трифона – русского покровителя влюбленных. Девушки также молят о женихах и святых заступников благоверных князя и княгиню Петра и Февронию. На встречу любящих сердец «намекает» и праздник Сретение. Оттого столько оптимизма в прекрасных поговорках: «На Сретенье зима весну встречает, заморозить красную хочет, а сама, лиходейка, со своего хотения потеет», «Что сретенский мороз – пришел батюшка-февраль, так и мужик зиму перенес». Наступает время свадеб и у братьев наших меньших: происходят драки среди волков, лисы ударяются в пляс, начинаются весенние игры у зайцев… «Волчий сват, маковый закат» – запоминающаяся, емкая и меткая народная характеристика месяца.
На Сретение капель – урожай на пшеницу…
К середине месяца, к Сретенью, относится много примет, по которым предсказывали, какова будет весна. Если оттепель, то будет она ранняя и теплая. Если холодно да небо звездное, зима не скоро начнет плакать, и тепло припозднится. А если снег, то дождливая. Существовали также приметы, связанные с будущим урожаем. На Сретение капель – урожай на пшеницу. А если вьюга, то хлеба не будет. Погода в этот день бывает всякая: от сильных морозов до оттепели. Существуют даже пословица: «На Сретение солнце на лето, зима на мороз».
А под вечер люди заклинали солнце, чтоб выглянуло и тем самым показало, что встретилось с весной. Светило перед закатом выглянуло, значит, ушли последние стужи, и наоборот: не показалось – быть сильным власьевским морозам.
Тем временем богиня Лада возжигала любовь в сердцах девиц и юношей, и на Сретение пели обрядовые песни соответствующего содержания (веснянки). Одновременно совершали праздничные игрища, которые не менялись с глубокой древности, «штоб побороцьця кому итить наперед, кому вертацьця назад».
Марёну – в костёр, а первый блин – птицам
Существовал когда-то интересный февральский ритуал «Велесова среча», он отмечался в первую декаду месяца и знаменовал начало плодородного года. Из папоротника, соломы, ветвей, бумаги и тряпичных лоскутков люди собирали куклу Марену (олицетворение зимы) для того, чтобы сжечь ее на костре. Облачившись в нарядные одежды, празднующие передавали друг другу яйцо – символ творения мира, прыгали через огонь, пели песни, водили хороводы. Завершалось торжество совместной трапезой – братчиной, где обязательно ели ритуальные блины, замешанные на талой воде (символ набирающего силу Солнца и пробуждающейся природы) и творог (еще один символ творения мира). Первый блин посвящался предкам, его отдавали птицам. Разошедшиеся после обряда в южной стороне неба тучи сулили плодородный богатый год.
«Весной пахнет, но кликать рано», – подмечал народ. Но все же произносилась первая закличка Весны, богини Живы и Ярилы-солнца, согревающего землю живительными лучами. Оставляли требу предкам: кусочек хлеба с сыром, медом или маслом – словом, всё, что принесли с собой специально по этому случаю. После, кланяясь Земле и вдыхая от неё, возносили руки к Солнцу и на выдохе говорили: «Были! Есть! Будем! В Боге Едином!».
Велес Корович с зимы рога сшиб
День бога Велеса отмечался в полнолуние месяца лютня или в удобный для всех день с 10 по 25 число. Еще трещат морозы и буйствуют метели, но перелом уже наступил. Отмечая начало движения к весне, люди говорили: Велес с зимы рога сшиб. Он не дает духам беспутным озорничать и вредить человеку, травам и деревьям спящим, птицам и зверю дикому. Природа еще в ледяном оцепенении, но по преданию Велес Корович ходит по городам и весям, не давая грустить людям.
А в именинный день он предстает в своей коровьей ипостаси. В требу ему приносили коровье масло. Велеса Коровича, проведшего их через зимние испытания – через мразы, хлады, глады и метели, люди чествовали за вполне конкретные земные благодеяния. Они точно знали: он не покинет их ни весной, ни летом, ни осенью. Велесовы обряды начинались загодя, ночью, и продолжались весь день. На ритуальном пиру-братчине не ели говядину. Братина с медом обходила всех славящих Велеса и иных Богов славянских. Молодицы пили крепкий мед, чтобы «коровы были ласковы», а также понарошку-легонько проходились днищем (доской для прядения льна) по спинам своих мужей – дабы «волы были послушные». Наставал черед молодецких забав и игр, пения песен и всяческого веселия – как говорили, кому что на ум пришло...
Счёт да мера – то и вера
Одновременно едва ли не по всей России гадали о ценах на хлеб в ближайшее время и на новый урожай. Если на рынке они в эту пору низкие, то и до нового урожая вряд ли подымутся (и наоборот). Другой народный способ «прогнозирования» выглядел следующим образом. Брали свежеиспеченный хлеб и дважды взвешивали на весах – вечером и поутру. Если за ночь вес убавлялся, следовательно, и цена хлеба понизится, а если оставался неизменным или прибавлял, то же самое должно произойти и с его стоимостью. К февралю у мужика действительно заканчивалась большая часть заготовленных на зиму припасов, а до первых урожаев было еще далеко. Ведь со дня преподобной Ксении (6 февраля) до нового урожая хлеба нужно столько же, сколько уже съедено. Отмечали с надеждой на скорое тепло: если на Аксинью-полузимницу, полухлебницу и весноуказательницу солнечно, то непременно и весна красной будет. Выход из трудной ситуации подсказывала поговорка: «Счет да мера, то и вера». Потому-то на Руси самым почитаемым на столе всегда был хлеб – его нельзя было выбрасывать, так как он – дар Божий. В народе говорили: «Костромские святые по русской земле за ангелами идут. Надобно путников поддержать, хлеб-соль им через странников подать. Тогда и закрома души может наполнить благодать». Существовал такой обычай. На ночь «затепливали» свечку и ставили ее на подоконник, а с наружной части избы оставляли чашу с водой и ломоть хлеба. Заплутавший странник увидит свечку, мерцающую в ночи, и поспешит утолить свой голод да водицы испить. Считалось, что даже засохшую или заплесневевшую краюху просто так выбрасывать нельзя – разве что птицам на прокорм.
В день Ефрема Сирина, запечника, прибаутника, сверчкового заступника отмечали именины домового. Доброму духу дома, домовому дедушке, «хранителю в ночи хлебного духа в печи» приготавливали специальное угощение – кашку на загнетке (в некоторых местах ее ставят и поныне). Уж больно он охоч до кашки – «сладенькой-масленой, на молочке сваренной и пенкой подернутой, медком сдобренной». Обращались к нему с просьбой: «Домовишко-дедушка, всех пои, корми овечушек, ладь ладно, а гладь гладко и стели им мягко». Иные домовитые жители внимательно поглядывали на крышу дома – как там поживает конек, знак силы и мощи рода, знак людских устремлений к небесным пастбищам и райским кущам, не слишком ли занесен снегом, и не оседлал ли его леший, гадали, не пошатнется ли изба от такой тяжести.
Впрочем, и закоренелый горожанин сегодня может погадать на грядущие весну и лето, если, конечно, помнит и знает древние приметы. Февраль воду подпустит – март подберет. Бугры снега, большой иней – к плодородию.