Подбегаю к приземистому старенькому зданию ВОС и, буквально влетая в двери, с тревогой думаю: «Не опоздала ли?». И вдруг тут же приходит новый вопрос: «А как они, слепые и «подсматривающие», планируют свой день, узнают точное время, сверяются с расписаниями занятий в кружках, с режимом работы поликлиник, библиотек, соцучреждений?».
В областном отделении общества слепых эта неделя посвящена занятиям, на которых представителям территориальных организаций рассказывают о технических средствах реабилитации. В небольшой комнате ТСР, созданной специально для этих целей, разместились члены ВОС из двенадцати городов и сёл Тюменской области. Ирина Алиева, специалист, давно известный инвалидам по загородному центру «Пышма», как раз показывает новые модели часов для слепых и слабовидящих.
«Это я удачно зашла», – вспоминаю свои размышления у дверей и тут же начинаю вместе со всеми рассматривать крупные циферблаты, слушать будильник, нажимать на кнопки звукового термометра.
Потом Ирина пустила по кругу видеоувеличители.
– Обратите внимание, – напоминает она, – у этого приспособления есть несколько названий, например, «электронная лупа». Задача инвалида – проследить, чтобы в ИПР (индивидуальная карта реабилитации) в разделе ТСР (технические средства реабилитации) было записано слово «видеоувеличитель». Иначе будут проблемы с оплатой.
Я не очень хорошо понимаю, о чём она говорит. Спрашиваю. Мне терпеливо (инвалиды вообще люди терпеливые) объясняют, что можно написать заявление о выделении рекомендуемых в ИПР технических средств и ждать, когда их доставят. Этот путь может длиться от месяца до двух лет, кому как повезёт. Поэтому многие стараются приобретать ТСР за собственные деньги, а потом предоставлять чек с квитанцией в соответствующее ведомство, затраченные средства в этом случае им возвращают быстро, главное, чтобы запись в ИПР и в товарных документах совпадала. Вот такие нюансы.
Вообще, как выяснилось, для инвалидов по зрению уже разработано более полутора тысяч различных приспособлений, призванных облегчить им жизнь. Правда, судя по всему, не всякое ТСР жизнь облегчает. Нет, те же видеоувеличители мне очень понравились. Можно разглядеть и на время зафиксировать любой предмет, текст или значок, даже цвет изображения поменять на более удобный. Например, очень чётко выглядят белые знаки на чёрном фоне. Попытались сфотографировать кольцо на руке – изображение такого же качества, что и на обычной компьютерной веб-камере. Задались вопросом: веб-камера стоит от пятисот рублей, почему небольшой видеоувеличитель для инвалидов – от двадцати тысяч?
Повертели в руках лупы. Без них «подсматривающие» как без рук. Мне очень понравились те, что с подсветкой. Но смысл приобретения некоторых модификаций луп так и не поняла – неудобные и недолговечные.
Есть, оказывается, приспособление для увеличения изображения на телевизионных и компьютерных мониторах. Все вместе посмеялись над старинным вариантом, громоздким, неудобным и поэтому часто бесполезным, по-хорошему позавидовали читателям областной библиотеки, где уже есть современные аппараты для слабовидящих.
Диктофоны для инвалидов по зрению уже не новость. Их выдают по региональному списку ТСР, как и специальные звуковые навигаторы, с помощью которых и слабовидящие, и тотальники могут передвигаться самостоятельно по любому городу Тюменской области.
– А как же в деревне с ними справиться? – интересуюсь у районщиков.
– Очень просто. Многие уже обучены ими пользоваться на курсах в центре «Пышма». Там можно самим нужные точки заносить, – объясняют мне.
Ирина Алиева сетует, что не всем пожилым людям под силу сразу освоить премудрости современной техники, но заверяет: ни к одному из слушателей курсов не подходит формально, постоянно обращается к пройденному, если чувствует, что ученик пока ещё «плавает» в какой-то теме. Вот и сегодня ещё раз дотошно выспрашивает, понимают ли собравшиеся, чем смартфон, на который устанавливают программу навигации, отличается от обычного телефона. И вроде бы сама она – инвалид по зрению, но очень хорошо видит, кто её слушает, и понимает, кто из присутствующих что-то заскучал.
В перерыве я, естественно, не могу пройти мимо возможности расспросить делегатов из городов и районов, в чём из ТСР они пока ещё испытывают нужду. Главный ответ – звуковые компьютеры со специальной программой для слепых. В Тюмени (и мы уже писали об этом) совместно с кураторами областной программы «Расширяя горизонты» на базе регионального отделения ВОС создан целый учебный кабинет с такими компьютерами. Такой же планируют открыть в Тобольске, но в других территориях области это пока недоступная роскошь.
– Мы очень благодарны правительству области за участие в проекте «Расширяя горизонты», – рассказывает представитель тюменской организации Степан Панов, – для нас, тотальников и слабовидящих, это внезапно распахнувшееся окно в мир. Здесь большую роль играет и то, что нам устанавливают именно лицензионные программы. Инвалид где-нибудь в отдалённом районе даже при наличии неплохого оборудования сам вряд ли сможет обойтись без таких программ. Любой пользователь Интернета знает, что нелицензированные продукты приносят одну головную боль. Очень хотим, чтобы «звуковые» программы стали доступны всем.
Ещё одна проблема: в ИПР указывается слишком большой срок пользования ТСР. Развитие техники, в том числе и для инвалидов по зрению, идёт вперёд семимильными шагами, а те же, например, устройства для чтения «говорящих» книг выписывают сразу на несколько лет. Кассет уже таких не выпускают, даже диски с аудиокнигами устаревают, теперь все современные приспособления – с флешками, а незрячий вынужден ждать истечения срока, прописанного в ИПР, кстати, если оборудование выйдет из строя, его никто не заменит. И трости для тотальников хотелось бы получать новых, усовершенствованных моделей.
От технических средств мы перешли к более широкому понятию «доступной среды». Говорим о транспорте.
– В автобусах не объявляют остановки, ступени при спуске нащупать не всегда удаётся, а тем, кто может ещё что-то разглядеть, необходимо, чтобы препятствия и ступени были выделены контрастным цветом, – объясняют собравшиеся. – А главное, чтобы водители понимали: если они встанут не в остановочном «кармане», у нас могут быть очень серьёзные проблемы.
Тем не менее все делегаты отметили важную особенность нынешнего времени – с ними, наконец, начинают советоваться в принятии важных для инвалидов решений.
Степан Панов высказался об этом так:
– Ни одно решение, касающееся жизни инвалидов, не должно приниматься без нас. И сейчас мы видим, что к чиновникам пришло это понимание. А когда люди умеют договариваться, то любое дело идёт быстрее.



