«…И лишить воскресной чарки»

«Борьба с коррупцией в России – не кампания, а последовательно направленная; но вести её надо не только в высших эшелонах власти и в Минобороны, но и на улице, и в социальной сфере».

В. Путин (на встрече с доверенными лицами 10.12.2012 г.).

Я очень обрадовался тому факту, что баллистическая ракета Р-30 «Булава» попала в цель. Изделием шарахнули из чрева субмарины, плавающей в Северном море, по цели на полигоне «Кура», что на брегах Тихого океана. А ведь много лет не попадали. Теперь-то понимаю: зря хаяли ступени «Булавы», дескать, барахлят. Ракетчики выражаются так, мол, вся Россия – тир, а мишень Камчатка. Так вот, коррекцию траектории полета ракеты осуществляли системой ГЛОНАСС.

Как выяснилось, высокоточные детали сей глобальной навигационной конструкции делали в гаражах города Самары: шарах – рашпилем, бум – кувалдой, последующая лакировка – перцовкой. Это называется брак по расчету. Стоимость «гаражного» труда капитально отличается от монтажа в прецизионных научных лабораториях. Последние и фигурировали в бухгалтерских балансах. Короче, Прокуратура РФ заподозрила некоторых деятелей в коррупции в миллиарды рублей. Хотя едва ли докажут.

Конечно, иной читатель скажет, мол, что это затащило автора в ракетную тематику. Это у меня в крови с младых лет, когда служил в дальней стратегической ракетоносной авиации. Тогда и получил допуск к некоторым секретам и дал подписку «о неразглашении». Второй допуск под подписку мне вручили уже «на гражданке», когда поступил в Тюменскую лабораторию Госнадзора (ЛГН) за стандартами и измерительной техникой – ныне Центр метрологии, стандартизации и сертификации.

При поступлении в ЛГН её начальник, весьма суровая женщина Капитолина Ивановна Москаленко, первым делом знакомила новичка с важным документом, требовала вызубрить назубок. Я помню этот Указ Петра I от 11 января 1723 года.

1. Повелеваю хозяина Тульской оружейной фабрики Корнилу Белоглазова бить кнутом и сослать на работу в монастырь, понеже он, подлец, осмелился войску государя продавать негодные пищали и фузеи. Старшего альдермана Фролова Фукса бить кнутом и сослать в Азов, пусть не ставит клейма на плохие ружья.

2. Приказываю Ружейной канцелярии из Петербурга переехать в Тулу и денно и нощно блюсти исправность ружей. Пусть дьяки и подьячие смотрят, как альдерман клейма ставит. Буде сомнение возьмет, самим проверять и смотреть стрельбою. А два ружья каждый месяц стрелять, пока не испортятся. Буде заминка в войске приключится, особливо при сражении, по недогляду дьяков и подьячих, бить оных кнутом нещадно по оголенному месту. Хозяину – 25 кнутов и пени по червонцу за ружье, старшего альдермана бить кнутом до бесчувствия, старшего дьяка отдать в унтерофицеры, дьяка отдать в писари, подьячего лишить воскресной чарки сроком на 1 год. Новому хозяину ружейной фабрики Демидову повелеваю построить дьякам и подьячим избы, дабы не хуже хозяйских были: буде хуже, пусть Демидов не обижается, велю живота лишить».

Давно не работаю ни в ЛГН, ни в Центре. Но страсть к стандартам осталась. Особенно к колбасе «Докторской» ГОСТ 23670-79. Почему она докторская? Потому что разработана ещё в 36-м году прошлого века под личным руководством известного деятеля Анастаса Ивановича Микояна в качестве диетического питания «больным, имеющим подорванное здоровье в результате гражданской войны и царского деспотизма». В моей голове навсегда застрял процентный состав этой колбасы: 25 – говядина высшего сорта, 70 – свинина без жил, 3 – яйца куриные, 2 – орех мускатный, пряности, соль, сахар.

Некогда «Докторская» являлась не только диетической, но и дефицитной. Ныне в любом продуктовом магазине – море разливанное хоть «Докторской», хоть чего другого. И я покупаю. Точнее, покупаюсь. И убеждаюсь, что с каждым разом «Докторская» становится все хуже, нет цимуса. Но привлекает фирменная надпись «ГОСТ» на батоне. От вывески ТУ (технические условия) шарахаюсь, как от птичьего гриппа. По ТУ производитель вправе засандалить в колбасу то, что его душенька пожелает, напрочь игнорировав мясо.

Но тут-то пишут «ГОСТ». Давеча наконец-то присмотрелся: а цифирьки-то иные. Вот колбаса «Докторская»: ГОСТ Р 52196-2003. И процентный состав указан: 13 – белка, 22 – жира, воды – 67. Правда, в документе слово «вода» для красивости слога заменено на слово «влажность». Может, влажность составляет божья роса? И ни слова не сказано про мясо. Правда, допускается использование свиных шкурок. Как видите, кардинальная перемена структуры. А цена, увы, – как за мясо.

В мою бытность каждая нормативная брошюрка открывалась словами: «Несоблюдение стандарта преследуется законом». Ныне, понятно, никто никого преследовать не станет. Потому что на дворе демократия: не нравится – не покупай. Я не об этом. Почему бы вкупе с изменением структуры продукта не поменять аншлаг, то есть экс-«Докторскую» понизить в ранге: ну, скажем, пусть она будет «Фельдшерской» или «Акушерской». Хотя по органолептическим достоинствам и «Медбратовская» – это с солидным авансом.

Чувствую нервозность читателя, дескать, автор соскочил с темы: начинал с коррупции, а докатился до будничного мошенничества. Да не соскочил. Видите ли, мошенники и взятки связаны между собой, как бухгалтер вашей конторы со своим сальдо-бульдо и квартальным балансом. Сначала на энную сумму подкупается чиновник – величается «откат», затем, скажем, значительно отступая от ГОСТа, строят дорогу. Или мост. Было дело. Правда, тот мост упал еще до того, как по нему пустили движение. Не в нашем регионе случилось. А зауженных автомагистралей автор встречал видимо-невидимо.

Давеча перечитал Чехова. Фрагмент запал в душу, цитирую: «Помилуйте, что вы говорили? Бескорыстен, неподкупен, взяток не берет! Ведь про живого человека это можно говорить только в насмешку-с». Так выражается столоначальник. Рассказ вышел в свет в позапрошлом веке. А что изменилось?! Вот откатились царский деспотизм, военный коммунизм, НЭП, хрущевская оттепель, брежневский застой, развитой социализм. Ныне каждый россиянин процветает в пору набирающей силу демократии.

И, будьте любезны, следственный сюжет нового, 2013 года. С поличным схвачен заместитель председателя правительства Волгогорадской области. Он освоил «откат» с бюджетных денег, выделенных на ремонт онкодиспансера: 17 миллионов рублей. Бабло «на кармане», а починка объекта все ещё не завершена. Ну, как водится, подпишут акт ввода, а крыша, само собой, тут же потечет на пациентов. Вот посмотрите, отмажут коррупционера. Налицо смягчающие обстоятельства. На сегодня фактический «откат» доходит до 50 – 70 процентов, а тут товарищ ограничил себя какими-то десятью процентами. Учтут большие заслуги чиновника на ниве здравоохранения. И воскресной чарки хапуга не лишится.

Мировое сообщество разработало индекс коррупции. На первом месте Дания с нулем баллов – то есть в этой стране любую сделку можно совершить без какого-либо хаптус гевезен, т. е. минуя барашка в бумажке. По состоянию на 1 декабря 2012 года Россия с числом баллов «28» расположилась на 133-м месте из 174-х возможных. Это рядом с Гондурасом. Значительный прогресс, так как два года назад мы занимали 154-ю позицию между государствами Папуа – Новая Гвинея и Тарантино. По уровню коррупции на региональном уровне Тюмень вообще выглядит блестяще: в процентном соотношении 1,22 против 33,1% в Белокаменной.

Когда-то Русь славилась своей борьбой с лихоимством. Когда?.. Ну да, в пору абсолютизма. Тогда еще Петр Великий проводил свои реформы: окно в Европу прорубил, создал первую русскую типографию, издал первую газету… Эх, вот бы побывать в той эпохе! Писатель Михаил Булгаков придумал машину времени и заслал своего героя в эпоху Ивана Грозного. Кровавый царь, не надо… С Петром Алексеевичем свидеться – вполне. Без научной фантастики. Современные физики построили андронный коллайдер. Он в состоянии… Серьезно, путешествия во времени и пространстве, полагают нынешние физики, – это легко, всего лишь разогнать бозон Хиггса. Тем временем на коллайдере объявлена профилактика, кого-то там засосало в трубу. Закольцованная труба под Альпами, 27 километров. Плюс дикая фантазия автора… Короче, вот на мониторе компьютера вспыхнула дата: 22 октября 1721 года. Град Санкт-Петербургъ. Заседание Сената.

– Зело желаю, чтоб наш народ… – диктует император дьяку. – Успеваешь, Федька?

– …чтоб наш народ…

– …надлежит трудиться о пользе и прибытке…

– …прибытке…

– …который нам Бог кладет… Что там за шухер в сенях?! Тебя спрашиваю, Меншиков! Ну-ка, сбегай!

Экс-пирожник и денщик царя, ныне сенатор, генерал-фельдмаршал, полный адмирал, светлейший князь Римской империи и герцог Ижорский, запыхавшись, докладывает:

– Тама, мин херц, как черт из табакерки, иноземец… одет не по-нашему. Это… галстух. Хитрован. Похоже, чухонец. Так обрядился… стиляга, Ваше сиятельство!

– Стиляга – это хорошо. Тащи его сюда! – Обращаясь к пришельцу, засыпает его вопросами: – Чей будешь? Подлого роду? Из пушкарей, казаков, колесников, мирошников, бондарей? По Табели о рангах: майор аль коллежский асессор? Ты кто? Шляхтич?

– Откуда вы знаете? Да, шляхтич, Яков Соломонович.

Сенатор тычет чухонца в бок, мол, перед императором стоишь. Чухонец дрожит, а Петр I не унимается:

– Цифири обучен? Пустого не врать!!!

– Я, ваше про…при… преосвещенство, я … это самое… бакалавр Тюменского нефтегазового… На магистра желаю… если возьмут…

– На государеву службу? Вот потрафил. Так-с, как в ваших краях священное христово воинство пребывает? Не врать!

– У нас, ваше преподобие, царь Всея Руси, ГЛОНАСС в гараже ладят…

Сенатор поправляет:

– Не «преподобие», дубина, а «Ваше величество»… Мин херц, гараж – это типа конюшня.

Император гневается:

– Булаву – в конюшне? Кто там этой Сибирью ведает? Уволить! Снять!!!

– Мин херц, мы, коллегия, тоже того же мнения. Матвея-то Гагарина, Сибирского губернатора, мы повесили перед юстиц-коллегией, а затем перевесили на площади у новой биржи. Семь месяцев болтается, пора бы уж снять. Но, мин херц, кажется, зря мы его наказали. Все-таки воздвиг в Тобольске первый в Сибири каменный собор… Кремль там такой… пушки лежат… И вообще оружейная палата…

– А кто ездил по Тобольску в колеснице с серебряным ободом? Кто раскатывал в тройке с золотой упряжью? Не по чину!

– Мин херц, Матвея оболгали… Этот обер-фискал Алексий Нестеров тот еще оказался коррупционер.

– И фискала наказать! Доносчику первый кнут. И ты сам, Алексашка, знатный казнокрад. Вон какой дворец отгрохал на Васильевском острове! На какие шиши?

– Так то, мин херц, гостевой дом. Кадриль там, менуэт… А насчет Нестерова Вы, Ваше величество, подзабыли… Мы, Сенат, то бишь, хотели его в смоле сварить.

– Дикости какие…

– Вы, значица, обера помиловали, мин херц. Обера всего лишь вздернули.

Тут бакалавр и вовсе осмелел:

– Ваше… это… пре… при… про… величество! В Питере, у вас прямо под боком, коммунальщики водопроводные трубы меняют. Вместо новых пихают в траншею б/у, газовые. Разницу в цене, как водится, присваивают. Счет пошел на миллиарды рублей.

Император жутко завращал глазами.

– Как!!! Вздор! А за вздор пошлины не платят!

– Не вздор! – артачится бакалавр. – Счетная палата выявила. Сам Степашин подсчитал.

– Тот, который из ревиз-коллегии? Ведомо мне, сей муж цифири обучен. Всё! Альдермана сослать в Азов! Нет, не в Азов, а в Аремзяны на десятилетнее безысходное пребывание! Дайте мне указ подписать. Где моя ручка с «86-м» пером? А вон она под трон закатилась. Пора с коррупцией кончать!

На заседании Сената шибко досталось дворянам. Они с сынками должны были явиться на смотр непосредственно к императору, а затем все до единого человека обязаны поступить на государеву службу. Под страхом смертной казни.

Но вот как информирует летописец: «Несмотря и на такие строгие меры, число дворян, умевших путем раздачи взяток и другими уловками уклониться от службы, было значительно». Цитату вспомнил в связи с Посланием В. Путина Федеральному собранию. Владимир Владимирович говорил, что мы, общественность, довольно равнодушно относимся к коррупции, «и все это порой создает долгосрочные угрозы обществу, безопасности и целостности России». Понятно, борется президент. Но как ему, полагаю, трудно.

…Бакалавр, как черт из табакерки, вынырнул из андронного коллайдера. Теперь, наверное, поступил в магистратуру. И, как и все мы, россияне, воюет с казнокрадством и лихоимством.


8944