Человек из легенды

Выдающемуся советскому геологу Василию Подшибякину исполнилось бы 85 лет

Василий Тихонович Подшибякин родился в селе Никитском Воловского района Тульской области. Тихон Афанасьевич был одним из первых председателей колхоза. В семье было пятеро детей. В пять лет Василия приняли в школу, в 1941 году он закончил восемь классов.

С 1943-го по 1945 год учился на машиниста в ремесленном училище № 8 г. Узловая Тульской области, после окончания которого работал помощником машиниста на железной дороге. Учился в вечерней школе, а в 1951 году поступил в Московский нефтяной институт имени академика Губкина. Вступительные экзамены сдал на «отлично». Учился с увлечением, написал несколько научных студенческих работ.

После защиты дипломной работы попросил направить его в Сибирь. Став горным инженером, работал на севере Томской области в Нарыме, осваивал Березово. Начинал помощником бурового мастера. В 1956 году был назначен старшим инженером Нарымской нефтеразведки, а в 1958 году её начальником.

В 1959 году нефтеразведку, возглавляемую В. Т. Подшибякиным, перебазировали в Тюменскую область на берега средней Оби. В том же году он возглавил Нижневартовскую партию Сургутской комплексной экспедиции.

В 1963 году В. Т. Подшибякин был назначен начальником Тазовской нефтеразведочной экспедиции, а с февраля 1967 года – управляющим Ямало-Ненецкого геологоразведочного треста по нефти и газу.

При его участии разбуривались Игримская и Шухтунгорская группы газовых месторождений, проводилась разведка Тазовского, Уренгойского месторождений. Под его руководством открыто 36 месторождений газа в Ямало-Ненецком округе, в том числе Заполярное, Тамбейское, Медвежье, Ямбургское, Новопортовское, Уренгойское.

21 апреля 1970 года Комитет по Ленинским и Государственным премиям в области науки и техники при Совете Министров СССР присудил В. А. Абазарову, Г. П. Богомякову, И. Я. Гире, Л. Н. Кабаеву, К. В. Кавалерову, А. Г. Краеву, Б. Н. Крючкову, В. П. Максимову, О. А. Московцеву, И. И. Нестерову, С. А. Оруджеву, В. Т. Подшибякину, Ф. К. Салманову, В. Г. Смирнову, В. В. Соболевскому, А. Д. Сторожеву, Ю. Б. Фаину, В. Ю. Филановскому-Зенкову Ленинские премии 1970 года «за открытие крупных и уникальных месторождений природного газа в северных районах Западной Сибири, эффективную разведку их и подготовку промышленных запасов».

В 1971 году, в связи с ликвидацией треста, его назначили начальником Уренгойской нефтеразведочной экспедиции. В 1976-м Василий Тихонович был назначен начальником Ямальского производственного геологического объединения по разведке нефти и газа «Ямалнефтегазгеология» Главного Тюменского производственного геологического управления. До 1997 года Подшибякин являлся бессменным руководителем этого объединения.

За заслуги в открытии и разведке нефтяных и газовых месторождений на территории Тюменской области в 1981 году Василию Тихоновичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Был избран депутатом Государственной Думы ЯНАО.

О той героической эпохе – эпохе освоения Ямала, эпохе открытий крупнейших месторождений нефти и газа в Заполярье, о том, как коренные народы Севера воспринимали это время – очень хорошо сказано в стихах известного хантыйского поэта, депутата Верховного Совета СССР Романа Ругина. На высадку первого десанта освоителей в Новом Уренгое он откликнулся поэмой «Огнедышащий край», посвященной лауреату Ленинской премии, Герою Социалистического Труда Василию Тихоновичу Подшибякину.

Умер Василий Тихонович Подшибякин 20 мая 1997 года.

Похоронен в Тюмени на Червишевском кладбище, справа от главного входа, недалеко от могилы Ю. Г. Эрвье. На памятнике, как завет будущим поколениям, выбит девиз: «Идти вперед, искать и не сдаваться!», которому сам Василий Тихонович Подшибякин следовал всю свою жизнь.

15 октября 2005 года в Салехарде первопроходцу нефтегазового Ямала Василию Подшибякину был установлен памятник. Его имя носит одна из улиц и микрорайон этого города.

Ямальский каравай

001-4-1(из беседы с журналистами в мае 1966 года)

В.Т. Подшибякин: «Только и держит здесь – это нефть, газ. Если бы не было месторождения, я бы давно плюнул сто раз на этот Заполярный Север и уехал. Вы представляете (!): вся будущая газовая промышленность здесь будет, только здесь. Больше нигде…

Время придет, и я этот разговор вспомню, чтоб некоторые не говорили, де, мы… А они, чтоб не лезть в эти дебри, прогноз дали всего в 300 млрд кубометров. По всему нашему району. По их оценке Тазовской площади – запасы по сеноману 108 млрд м3, Заполярной – 135. Всего 243 млрд м3. Мы специально с Геннадием Быстровым свой прогноз просчитали. Только по одному Заполярному даем 1 трлн 450 млрд и плюс 250 млрд по Тазовскому. Итого 1 трлн. 700 млрд м3. А если мы сейчас получим газ на Харбейской-Русской, как ее называют, – ну, тут мы от тюменцев немедленно отледимся и создадим свое управление (смех).

…У нас здесь месторождения не пластовые, а массивные, как деревенский каравай. И что получается, смотрите: Тазовское месторождение заполнено газом на часть этого каравая, а Заполярное – почти по самое основание. Так же и Харбейское. Единый газоносный район, или провинция, или область. Черт бы побрал, как и назвать, не знаю… Нет такого названия.

Мы здесь будем иметь запасов шесть триллионов кубометров. Вот так вот! И я это гарантирую. Хотя от таких цифр и голова может лопнуть. Честное слово.

В Березово работало столько партий, столько времени… Я там тоже работал. Всего-навсего мы защитили там запасов 185 млрд кубометров газа. Правда, вся историческая ценность в том, что Березовское было первым месторождением. Но все-то основное – здесь! Известно, что суровые природные условия не позволят здесь организовать переработку. Кто и зачем здесь будет строить?! Поэтому отсюда надо взять весь этот газ. Мы можем центр страны обеспечить энергией уже на сто лет вперед. Предполагается десять веток вести отсюда, а в реальных планах – всего две диаметром полтора метра. В Ленинград газ пойдет. Италия просит 10 млрд кубометров, страны социалистического содружества… Газа всем хватит. А ведь это пока первые три месторождения, можно сказать, только забрались сюда… Пробурили всего двадцать скважин.

С целью усиления работ организована Тазовская геофизическая экспедиция. Новое предприятие будет базироваться в пос. Тазовский, с громадным фронтом работ по всему Тазовскому валу и, наверное, через два-три года пойдем на Гыданский полуостров. Где также по магнитной съемке есть немало интересных мест для геологов…

Нет, мои милые, никуда я отсюда не уеду… Говорят, геройские люди здесь работают. Никто не знает, как мы здесь работаем. Честное слово, я вам говорю. Каждому из наших работников, я не говорю про инженерно-технических, каждому нашему рабочему надо поставить памятник. В экспедиции восемьсот человек работающих.

Сейчас, конечно, все нормально. Но первый год, когда приехали, было очень трудно. Многого мы не ожидали. Во-первых, с вечной мерзлотой встретились. И при строительстве поселков, и при движении буровых. Дело очень трудное. Начали закладывать этот поселок, завезли оборудование, и у нас все поплыло. И всю зиму перебазировались. Год на строительство потеряли. Целый год потеряли. Мерзлота. Когда нарушаем верхний, защитный слой – все оплывает. Внизу чистейший лед. И получается скользящая поверхность, словно смазанная мылом. Вот, лежало здесь пять тысяч метров бурильных труб. И все снесло вниз. А они же вес имеют – это двести с лишним тонн. Снесло вниз, как на салазках. Приходится бороться. Забурены сваи со щитами… До тех пор, пока с верхнего слоя из нее выжмем воду – такой результат. Дренируем – и тогда плотный грунт, и машины спокойно ходят. Дома, в основном, все на сваях. На пять метров забурены сваи, и все наши постройки на них стоят.

…Климат здесь действительно суровый. Особенно прошедший год удивил. Морозы стояли 45-градусные с ветром в течение двух месяцев подряд. Страшная зима была. А нынче бесснежье, ни одной пурги. Правда, для нас это была удача, потому что транспорт мы пустили по всем направлениям и работали только на автомобилях.

Уже говорил, что Север обживают молодые, двадцатилетние, двадцатипятилетние. Сейчас планируем построить для молодежи закрытый спортзал. На будущий год построим теплицу, молочно-товарная ферма должна быть новая. Сделаем так, чтобы люди имели нормальные условия для жизни в нашем суровом крае.

…Строили «номер 12» на Тазовской площади. Это было героическое строительство. Люди по пояс находились в тундровой няше. На себе всю буровую перенесли, без тракторов и механизмов. Ни один вид транспорта не ходил, а буровую, однако, сделали. Никто не ушел. Восьмую буровую так же строили, сейчас двадцать пятую заполярную – то же самое. Несведущий человек скажет, что нельзя так работать. А наши ребята работают и не ноют.

Сейсмические партии работают – то же самое. Полярная ночь, стужа, а они работают и планы перевыполняют и качество дают. Здесь у нас старожилы – молодой мастер Погодаев, он бурильщиком работал, недавно приехал с курсов. Сейчас пробурил две скважины с большим ускорением. Толковый, симпатичный парень… Прораб наш Третьяков Юрий Георгиевич, тезка начальника управления Эрвье. Тоже боевой парень, умеет людей зажечь. Рытов, комсомольский вожак на своей буровой. Недавно с курсов бурильщиков приехал, и вахта отлично у него работает…

Интереснейшее время, интереснейшее место, интереснейшие люди!

______________________________________________________________________________

Подготовлено по материалам книги «Энергия Ямала».


8922