«Именно мы, а не какие-то иностранцы!»

Сейчас в обществе бурно обсуждают грядущий запрет на усыновление российских детей иностранцами. Поводом для этого стала четвёртая статья «антимагницкого» закона, принятого Госдумой, но пока ещё не утверждённого президентом. Согласно этому документу наши сироты не могут быть больше усыновлены американцами.

Почему народ занервничал? Всё просто: иностранцы не боятся брать в семьи детей-инвалидов, и в большинстве случаев эти ребятишки потом становятся полноценными членами общества. В своей стране маленькие инвалиды пока редко бывают желанными.

Так в чём же дело? Казалось бы, надо не возмущаться, а самим брать ответственность за детей с ограниченными возможностями здоровья. Об этом, кстати, очень хорошо сказал российский премьер Дмитрий Медведев: «Иностранное усыновление – это следствие слабого внимания государства и общества к сиротам…это следствие, если хотите, просто нашего равнодушия. Об этом надо говорить прямо…. Все мы – и должностные лица, и гражданское общество, включая общественные движения и партии, – ответственны за ситуацию с сиротами в нашей стране. Именно мы, а не какие-то иностранцы!».

С Дмитрием Анатольевичем трудно не согласиться. Но… откуда в нашем душевном, милосердном, совестливом народе вдруг взялось равнодушие? Мы провели среди тюменцев небольшой опрос «Что мешает вам взять в семью ребёнка-инвалида?», и картина предстала несколько в ином свете. Вот только некоторые ответы, на наш взгляд, самые показательные.

Сергей, вахтовик:

Вы думаете, я по северам от хорошей жизни езжу? Хочу, чтобы мои дети получили высшее образование, чтобы у них были собственные квартиры. Жена без меня одна с ними бьётся. Куда нам ещё и инвалид? Это слишком большая ответственность.

Ришат, вахтовик:

Его же лечить надо, развивать. Всё тогда на жену ляжет. Да и не умеем мы. Если не справимся, стыдно будет перед этим ребёнком.

Анна Викторовна, медсестра на пенсии:

Я работала в специализированном учреждении для детей-инвалидов. Даже родные матери устают от постоянной беготни по реабилитационным центрам и больницам. Работать они уже не могут, посвящают себя полностью ребёнку, отцы чаще всего не выдерживают психологической нагрузки и уходят. Матери обречены на безденежье. Как медицинский работник говорю: у таких ребятишек в течение жизни обычно проявляются и другие заболевания, а их надо лечить за собственные деньги. Как с этим справляются те же американцызагадка. Мы ещё на их уровень работы с инвалидами не вышли.

Вера, менеджер:

Пусть мне сначала покажут, что те мамы-героини, что не бросили своих собственных детей-инвалидов в роддоме, живут сносно. Что та поддержка, которую им оказывает государство, вполне достаточна, чтобы жить полноценной жизнью. А пока мне бы своего поднять.

Айгуль, продавец:

Я уже задумывалась над этим. У меня дом малютки рядом, частенько через забор вижу, как малыши гуляют. Один мальчик мне очень приглянулся, вижу, что его на коляске катают, наверное, не усыновит никто. Но подходить ближе и спрашивать о нём боюсь. Не хочу душу травить. Уже с мужем о нём говорила. Но тот правильно отвечает: мы сами квартиру снимаем, свою купить нет никакой возможности. Вдруг хозяева выгонят, и куда мы с ним? Да и не разрешат нам органы опеки.

Борис, электрик:

Мы с женой незлые люди, своих детей вырастили, в принципе могли бы и усыновить такого ребёнка, но ведь инвалидностьэто очень тонкое дело, нужны специальные знания. Я думаю, ребёнка-инвалида надо как-то развивать по-особому. Такое решение нельзя принимать легкомысленно. Вдруг не получится, что ж тогда, обратно ребёнка отдавать? Совесть потом замучает.

Светлана, парикмахер:

Да мы с мужем только что «однушку» в ипотеку взяли. Теперь будем всю жизнь за неё рассчитываться. Собственных детей заводить пока боимся.

Итак, выходит, что люди у нас по большому счёту вовсе не чёрствые. Но в нашем государстве созданы ещё далеко не все условия для того, чтобы брать в семьи маленьких инвалидов. Радует, что развернувшаяся дискуссия заставила задуматься об этом властные структуры и депутатов. Буквально на днях народные избранники выдвинули сразу несколько предложений для улучшения ситуации. Прежде всего, подумали о ситуации с жильём. Меры, конечно, не радикальные, но всё равно приемлемые. По действующему законодательству усыновители должны иметь жилье в собственности и устроить для ребенка спальное место, а также учебную и игровую зоны. Согласно разрабатываемому пакету законопроектов, взять ребенка из детского дома смогут даже люди, которые живут в съемных квартирах или имеют в собственности жилье небольшого метража. Обещают даже впоследствии льготы на расширение жилплощади. Поднимается также вопрос о полной медицинской поддержке таких семей.

Ну что ж, как говорят в народе, «ваши слова да Богу в уши». Проблема поднята на самом деле наисерьёзнейшая. И пусть новый, 2013 год, станет для маленьких инвалидов гораздо более счастливым, чем все предыдущие!


8875