Последний звонок
31 декабря 2011 года раздался звонок, и я услышала голос Толи Духанова, моего школьного товарища. Он, как всегда поздравил с наступающим Новым годом и сказал, что через несколько дней ложится в клинику на операцию. Мы, его одноклассники, знали, что он очень болен. Затем наступили тяжелейшие дни ожидания чуда. Но его не произошло.
До сих пор невозможно поверить, что нет с нами этого прекрасного, светлого человека. А в моей памяти до сих пор остался тот, последний звонок с искренним пожеланием добра…
И сегодня считаю своим долгом рассказать об Анатолии Гдальевиче Духанове – враче, друге и товарище – и тем самым отдать дань уважения человеку, посвятившему всю свою жизнь людям.
На двоих – одна судьба
Его семья с началом Великой Отечественной войны была эвакуирована из Украины в наш город. Помню этого красивого, интеллигентного, скромного юношу. Учился хорошо, обожал уроки «Основы дарвинизма», которые вел С. И. Дергунов. Избирался председателем ученического комитета (был тогда такой) и уже в то время отличался незаурядными организаторскими способностями, проявившимися впоследствии в полную силу.
И была в нашем классе очень красивая девочка – Люся Солдатова – с большими бархатными глазами карего цвета. К тому же она обладала прекрасным голосом и была солисткой школьного хора, которым руководил прославленный музыкант Л. И. Либерман. Это было то время, когда «гремели» и другие наши одноклассники – Юрий Гуляев и Геннадий Колмаков, со школьной скамьи уже начавшие свой путь в мир большого искусства и ставшие народными артистами СССР.
Ну а школьная дружба Толи и Люси переросла позднее в любовь. Они вместе поехали в Омский медицинский институт и на шестом курсе создали свою семью. Это была удивительно гармоничная пара, да и вся их судьба оказалась одной на двоих, иначе и не скажешь.
Анатолий продолжил семейную традицию. Его отец был известным в Тюмени врачом (с 1943 года – начальником медслужбы УВД), кстати, и мама, и сестра Клара тоже имели медицинское образование. Поэтому после окончания школы не возникало вопроса, кем быть. Люся, колебавшаяся между филологией и медициной, выбрала всё-таки последнюю. Думаю, не без участия своего друга. Но вот окончен вуз. Служебная карьера Духановых началась с Тюменского района. Тут они прошли настоящую школу жизни, которая так пригодилась в будущем. В тех условиях, когда и дорог-то практически не было, они стали врачами широкого профиля. Их кредо: не опоздать, принять единственно правильное решение, ведь ответственность за жизнь пациента лежала именно на них. Эти обстоятельства можно сравнить с тем, когда человека сразу бросают в реку, чтобы он научился плавать. Научились и они. А затем последовали ступени карьерной лестницы: Анатолий – главврач районной больницы, заведующий райздравотделом, начальник медслужбы больницы № 1 города Тюмени.
Потом произошло ещё одно значимое событие. Врачи Духановы первыми в области были командированы за границу – в Индонезию, страну тысячи островов, болот и джунглей. В моём представлении это поездка (на два года) в настоящий рай! Море, бананы, кокосы. Так же думали и они. Но на деле все оказалось не так... Доктора столкнулись с невероятно сложными бытовыми условиями (но контракт-то заключён!). Представьте себе: по потолку ползали какие-то необычные зеленые ящерицы, летали малярийные комары и огромные коричневые мухи, которыми местные жители кормили кур и гусей. К тому же земля кишела змеями. Единственное умиление вызывали лишь обезьяны, которые в изобилии обитали в джунглях. В местечке Калимантане встретились с почти первобытными людьми (они только-только отошли от каннибализма). Людмила вспоминала, как одна пожилая женщина, глядя на неё, сказала: «Я только недавно таких кушала…». Конечно, об этом они не писали домой. И я, заходя иногда к Толиной маме, с которой жила тогда их дочь Ирина, и не подозревала об этих «экзотических» историях.
Но вот всё позади. Они снова в родной Тюмени. После этой командировки у Духановых появилась белоснежная «Волга». Это было тогда для нас, одноклассников, настоящим чудом!
Главная страница биографии
И вот новый виток трудовой биографии. Это медсанчасть Главтюменнефтегаза, здесь Духанов проработал с 1966 по 1990 год. А «сосватали» его на должность главного врача Ю.Н. Семовских, возглавлявший Тюменское здравоохранение, и В.И. Муравленко – начальник нефтяного главка. Здесь-то он и показал себя действительно незаурядным организатором медицинского дела. Вхож был и в Министерство нефтяной промышленности, и в Госплан СССР. В кратчайшие сроки было создано уникальное учреждение, оснащённое по тем временам новейшим диагностическим, лабораторным, лечебным оборудованием. Здесь функционировали терапевтическая, хирургическая, стоматологическая, педиатрическая, физиотерапевтическая службы, а также бальнеологическое отделение, где были ванны и первый в области бассейн с целебной минеральной водой.
Заслуга главврача – и в комплектовании МСЧ высококвалифицированными специалистами. На постоянной основе проводились консультации известных «светил» медицинской науки. Сам Анатолий Гдальевич специализировался как психотерапевт.
Медсанчасть ГТНГ защищала здоровье многих тысяч нефтяников. По инициативе Духанова и при активной поддержке Муравленко на всех крупных предприятиях – подразделениях главка – были созданы свои мини-медсанчасти.
В те же годы началось строительство столь необходимого стационара. Но по объективным причинам стройка затянулась. Сейчас это известная больница «Нефтяник» в Патрушево.
А.Г. Духанов был удостоен многих званий: отличник здравоохранения, отличник нефтяной промышленности, почетный нефтяник Тюменской области, лауреат премии имени В.И. Муравленко, награжден орденом «Знак Почёта», медалью «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири», почетной грамотой губернатора «За большой вклад в развитие нефтяной промышленности в Тюменской области».
Вместо эпилога
Вот что говорил А.Г. Духанов в одном из интервью о начальнике Главтюменнефтегаза В.И. Муравленко:
«Когда заложили фундамент больницы в Патрушево, Муравленко заболел. И очень серьезно. Как врач я всегда хорошо знал состояние его здоровья. Беда в том, что он не щадил себя, зачастую действовал на пределе физических и психологических возможностей, буквально ходил по лезвию бритвы. А вот о других помнил постоянно. С этим человеком было очень легко работать. Я, в частности, выполнял свои обязанности с большим удовольствием, потому что начальник главка доверял своим соратникам, а это чрезвычайно важно. Доверие рождает особую ответственность…
И Косыгин, и Байбаков искренне уважали его. Мне рассказывали, что Алексей Николаевич, когда в высших правительственных сферах заходила речь о нефтегазовых проблемах, всегда говорил: «По этому поводу надо посоветоваться с Муравленко».
Пришло новое время, многое изменилось не только в нефтяной отрасли, но и в стране. Однако добро и человечность не забываются. В моей памяти, в моей душе навсегда сохранился светлый образ Виктора Ивановича Муравленко».
Таким же в нашей памяти остался и Анатолий Гдальевич Духанов – человек из когорты прославленного нефтяника.
Нельзя сегодня не сказать и о его верной спутнице жизни Людмиле. Она – врач высшей категории, отличник здравоохранения, кавалер ордена Трудового Красного Знамени, много лет возглавляла кардиологическое отделение больницы №1 города Тюмени.
Они всегда были единомышленниками. Прожив вместе почти 60 лет (год не дожив до бриллиантовой свадьбы), сохраняли верность, любовь, глубокое уважение друг к другу и ко всем окружающим.
И до сих пор этот уютный дом Людмилы Григорьевны привлекает своим теплом и дочь Ирину, и внука Евгения, и правнука Мишутку, да и нас, их старых друзей.
Остаётся лишь сожалеть, что, живя в одном городе, мы не находим возможности лишний раз встретиться, ограничиваясь лишь звонками…



