На родине Текутьева

Один из самых известных тюменских купцов-меценатов Андрей Текутьев родился недалеко от Тюмени, в старинном селе Борки, что по Тобольскому тракту. Через это село проходили декабристы, по пути в Покровку останавливался «великий старец» Григорий Распутин, чтобы попить чайку у своей дальней родственницы. В 1918 году через Борки везли последнего императора России Николая Второго.

Когда в наличии такое богатейшее прошлое, местные жители с удовольствием рассказывают истории о родном селе, причем быль подкрепляют вымыслом.

Года четыре тому назад агроном по профессии Владимир Калининский стремительно вошел в круг тюменских краеведов с любимой темой о купце. Владимир Васильевич пишет увлекательные очерки и ведет экскурсии. Всем желающим рассказывает о своих открытиях много и эмоционально.

Он установил точную дату рождения Андрея Текутьева – 13 декабря 1838 года. В некоторых краеведческих изданиях ошибочно приводится 1839 год либо вообще ставится знак вопроса. Но кто ищет, тот всегда найдет. В 1850 году проводилась девятая перепись населения, документы с данными о сибиряках хранятся в Тобольском архиве. В них-то Калининский и нашел запись об Андрее Ивановиче. Выходит, на памятнике, что установлен в Тюмени, ошибка.

В Борках на ул. Центральной, 17 сохранился дом, в котором родился знаменитый меценат. Деревянный особнячок с веселыми ставенками и сейчас выглядит бодро, в нем живут. И здание Текутьевской школы служит людям. Только сейчас здесь участковая больница. Никакого евроремонта в ней не проводилось, двери те же, старинные, и лестница, по которой на второй этаж поднимались Николай Второй с Александрой Федоровной, не менялась.

Эта школа в Борках построена в 1912 году. Здание добротное, просторное. Кирпичи завозили из Тюмени, транспортные доставки были дорогие, поэтому Текутьеву пришлось выложить около 100 тысяч рублей. Когда закладывали фундамент, Андрей Иванович лично положил под каждый угол по золотому червонцу. В школе обучалось 60 детей, причем бедняки посещали ее бесплатно.

Когда Владимир Калининский собирал материалы об истории школы, то в архиве Санкт-Петербурга обнаружил проект, выполненный знаменитым тюменским архитектором Константином Чакиным. Исследователи творчества этого зодчего как-то посетовали, что им не удалось найти оригиналы чертежей в архивах Тюмени и Тобольска. А проект-то – в Питере!

В Текутьевской школе учился Герой Советского Союза Павел Шаров. Недавно на стене здания в честь легендарного земляка установили мемориальную доску.

– Летчик Шаров так усовершенствовал свое мастерство, что ему удавалось метнуть бомбу прямо в люк немецкого танка, – рассказывает Калининский, – такого в авиации еще не бывало.

В нескольких шагах от школы находится незастроенная площадка, с которой связаны потрясающие события. В последние годы своей жизни – в 1915-1916 годах – Текутьев пытался поставить здесь храм. Но времени не хватало, чтобы лично контролировать стройку (он возводил в Тюмени на Даудельной больницу). Если в дело вмешиваются нечестные люди, плохой исход неизбежен. Золотые червонцы, которые, по поверию, вкладывают в фундамент, были украдены. Владимир Белоглазов приложил руку к деньгам, отведенным для будущей церкви. В результате стояла она недостроенной, пока колхозники не растащили ее на кирпичи. А фундамент остался. Когда строили детский дом, то его частично задели. Этому не придали бы значения, если бы не случились странные, необъяснимые явления. Свидетельница их – руководитель совета ветеранов Надежда Утенкова. Владимир Калининский познакомил меня с этой обаятельной женщиной, вот что она поведала:

– Лет пять тому назад я столкнулась с проявлением мистического. Работала тогда воспитателем в детдоме. Отбой. Дети спят. Тишина полнейшая. Слышу: кто-то пробежал, вода в умывальнике шумит. Я туда – нет никого. Захожу к детям. Все крепко спят. «Да кто это у меня озорничает?» – посетовала коллеге Надежде Васильевне Калининой. Она меня прямо огорошила: «Не поверишь, – говорит, – детей уложу, сижу одна в комнате, отчетливо слышу, как кто-то вздохнул. У меня мурашки по коже, ведь никого тут со мной нет!». Что за наваждение? Стали мы с ней интересоваться, что тут было в старину. Оказывается, кладбище. Видать, не случайно Текутьев выбрал это место под строительство церкви.

В 70-е годы прошлого столетия даже самые отъявленные материалисты не смогли объяснить странные вещи. Дело было так. Разместили на фундаменте церкви мастерские агрошколы. Включили металлорежущие станки, но из-за сильнейшей вибрации они не работали. Отчего вибрация? На любом другом месте станки работают, а здесь – нет. Так и остается это сакральное место не застроенным…

Много удивительного можно узнать о Борках. Ведь в этих местах еще в бронзовом веке жили люди.

Доктор исторических наук, профессор ТюмГУ Александр Ярков отмечает, что Борки – прекрасный туристический маршрут. Главное, как провести экскурсию. Где-то нужно сымпровизировать, рассказать историю, отходя от советских штампов. Ученым нужно поучиться у краеведов. Их работа зиждется на любви к родному краю. Замечательно, что в Борках есть Владимир Калининский.

219-4-1В свой черед я спросила Владимира Васильевича:

– Что вас подтолкнуло к изучению местной истории?

– Когда учился в 9-м классе, мой родственник Григорий Николаевич Никифоров рассказал о Текутьеве. Я беседовал со старожилами, они поведали мне много легенд. Тогда-то во мне умер атеист. Вплотную краеведением занимаюсь последние четыре года. Обращаюсь к материалам архивов Тюмени, Тобольска, Санкт-Петербурга. Если нахожу новое, чего нет в литературе, это меня радует. Мечтаю издать свою книгу о Текутьеве и написать новую.

Что ж, пожелаем Калининскому новых открытий и удач!


8577