Северному морскому пути — 80 лет

Совет народных комиссаров СССР (так ранее называлось правительство страны) 17 декабря 1932 года издал постановление, в котором говорилось об образовании Главного управления Северного морского пути (ГУСМП). Его начальником был назначен известный советский полярник Отто Шмидт.

Так началась официальная история предприятия и трансконтинентальной магистрали в арктических водах России. Почему официальная? Россия – великая северная держава, наши предки задолго до «времен Очакова и покоренья Крыма» ходили Северным морским путем из торгового города Новгорода в районы Сибири. Затем по этому курсу прокладывались пути в Индию, Китай, другие страны.

Сегодня трасса Северного морского пути – это национальная транспортная магистраль, идущая вдоль арктического фасада России. А начиналась она в годы уже более или менее известной истории страны в ХIХ веке. Вот о некоторых событиях тех лет мы и расскажем.

В ХIХ веке в России стал развиваться капитализм. Сибирь была вовлечена в экономику страны, что потребовало интенсификации транспорта. Тогда началось строительство Сибирской железнодорожной магистрали. Закупленные в Англии рельсы, цемент, строительные материалы для «чугунки» везли на грузовых судах в Россию через Енисей по трассе современного Северного морского пути.

В России все более вызревало понимание того, что северная транспортная водная магистраль – экономическая необходимость. Правда, у этой идеи были не только сторонники, но и противники. Первые вскоре реализовали на практике идею трассы, а кто помнит её противников?

В конце ХIХ века адмирал Степан Осипович Макаров предпринял строительство первого русского мощного линейного ледокола «Ермак», на котором совершил плавание по Северному Ледовитому океану. Однако противники освоения Арктики добились частичной победы – освоение высоких широт стало уделом любопытных, но не государства. Затем грянула Русско-японская война: погиб в Порт-Артуре адмирал Макаров, в штыковую атаку ходил лейтенант Вилькицкий, воевал с японскими кораблями капитан Александр Колчак… В Цусимском сражении была разгромлена эскадра наших кораблей, что стало национальной трагедией.

Россия тяжело пережила поражение в войне. Гибель русского флота заставила власти империи обратить внимание на Северный морской путь. В июне 1906 года морской министр Бирилев по настоянию моряков, ученых, полярников образовал комиссию по изучению возможности транспортного судоходства северным путем. В состав последней вошли лейтенант Александр Колчак, полковник Юлий Шокальский, генерал Андрей Вилькицкий, кораблестроитель академик Александр Крылов и ряд других высоких чинов. На имя министра была подана докладная записка о необходимости и важности для страны освоения Северного морского пути с расчетом стоимости новой экспедиции, написанная Колчаком по предложению Вилькицкого. В Морском штабе и Совете министров империи началась активная работа по убеждению российских чиновников в необходимости изучения трассы и вовлечения ее в народно-хозяйственный оборот. Для этого в 1907 году Главное гидрографическое управление (его возглавлял генерал Андрей Вилькицкий) морского ведомства затеяло подготовку Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО). Один из проектов экспедиции, поддержанный Вилькицким, разработал Колчак.

Наконец Совет министров Россий-ской империи в 1908 году принял постановление, в котором подчеркнул необходимость «в возможно скором времени связать устья Лены и Колымы с остальными частями нашего Отечества как для оживления этого обширного района Северной Сибири, отрезанного ныне от центра, так и для противодействия экономическому захвату этого края американцами, ежегодно посылающими туда из Аляски свои шхуны для меновой торговли с прибрежным населением». 218-3-3Таким образом, впервые на правительственном уровне России была признана необходимость создания транспортной магистрали.

По итогам работы специальной комиссии, постановления Совета министров империи, поддержанного Государственной думой (депутаты-сибиряки настаивали на создании транспортного национального коридора в Арктике), было принято решение о строительстве судов нового типа для проведения высокоширотной экспедиции. Традиционно для экспедиций на Север использовались деревянные суда, теперь же, по настоянию Колчака, Матисена, Крылова, Вилькицкого, решили строить стальные корабли.

Невский судостроительный завод выиграл конкурс на строительство, его ход контролировался Колчаком, Матисеном, Неупокоевым, имевшими опыт полярных плаваний. И в 1909 году два стальных ледокольных парохода – «Таймыр» и «Вайгач» – направились во Владивосток. Они были оборудованы для проведения комплексных научно-исследовательских и гидрографических работ. Командиром «Вайгача» был назначен капитан второго ранга Александр Колчак, командиром «Таймыра» – капитан второго ранга Федор Матисен. Затем, в 1910 году, было принято решение о проведении Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО) на ледокольных судах «Вайгач» и «Таймыр». Колчака вскоре из Владивостока отозвали в распоряжение Главного морского штаба империи, а заболевшего начальника экспедиции сменил капитан второго ранга Борис Вилькицкий.

Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана на двух ледокольных судах «Таймыр» и «Вайгач» с 1910 по 1915 годы осуществила съемку побережья Северного Ледовитого океана от мыса Дежнева до горла Белого моря – Архангельска. Под руководством Бориса Вилькицкого в 1913 году было сделано последнее великое географическое открытие – к северу от мыса Челюскин найдена земля! Она была названа в честь императора Николая II.

В 1917 году в России началась новая эпоха. В Правительстве верховного правителя России адмирала Александра Колчака 25 апреля 1919 года был образован Комитет Северного морского пути. Начальником его назначен генерал-майор корпуса гидрографов А.В. Попов. Для сотрудничества с Правительством Миллера и транспортировки грузов и материалов была создана Карская гидрографическая экспедиция (ею командовал полковник Дмитрий Котельников). В конце лета 1919 года из Омска, в Обдорск была направлена партия гидрографов для обследования фарватера Обской губы и изыскания удобного места для судов экспедиции. Эта группа нашла бухту Находка, где проработала около двух месяцев. Уже в 1921 году, когда начались советские Карские товарообменные экспедиции, по заданию Сибревкома из Омска была найдена более удобная бухта, где впоследствии был построен современный поселок Новый Порт. Судами экспедиции 1921 года командовали военные моряки, братья Лаппо, знавшие Колчака. Исследование Арктики продолжалось. Действовали товарообменные экспедиции. Из стран Европы и Европейской части России в Западную Сибирь перебрасывались военные грузы. Кроме того, продолжалось строительство Усть-Енисейского порта, начатое в 1917 г. В 1919 году были организованы гидрографическая и ботаническая экспедиции В.В. Сапожникова, готовилась Обь-Тазовская экспедиция. Этим занимался Институт исследований Сибири, созданный в Томске в январе 1919 года.

После разгрома Белого движения в Сибири и расстрела адмирала Колчака при Сибирском ревкоме 2 апреля 1920 года был создан советский комитет для дальнейшего усовершенствования и изучения Северного морского пути. С этого времени до середины тридцатых годов по Карскому участку Северного морского пути через Обь и Енисей проведены Карские товарообменные экспедиции.

В 1928 году Совет труда и обороны СССР образовал Северо-Сибирское государственное акционерное общество промышленности и торговли “Комсеверопуть”. В 1931-м общество преобразовано во Всесоюзное объединение «Главкомсеверопуть», в его подчинение были переданы территории от острова Колгуева до Медвежьих островов. 218-3-2На предприятиях объединения тогда работало более 35 тысяч человек. Затем, после рейдов наших судов по Северному Ледовитому океану, создано Управление Северного морского пути, куда вошли все организации, занимающиеся изучением Севера Арктики. Главсевморпуть за несколько лет превратил трассу в единую надежную артерию арктического мореходства. Так началась новая история Северного пути.
В тридцатые и сороковые годы прошлого века главк внес огромный вклад в развитие Ямало-Ненецкого округа. Бесперебойное и высокоэффективное функционирование трассы Северного морского пути на современном этапе важно для нашей арктической страны в целом, и нашего региона, в частности. Но об этом в следующей статье.


8565