Один доктор на всю жизнь

Галина Владимировна Самсонова – настоящий профессионал, оказывающий высококвалифицированную врачебную помощь. владея знанием человеческой натуры, она умеет расположить к себе пациентов, безоговорочно доверяющих ей. Словно учитель, кропотливо объясняет данные анализов, правила курсового лечения и его последствия, терпеливо выясняет все детали течения болезни. Обладая разумной осторожностью, тактичностью и осмотрительностью, старается не диктовать своих условий, а помогает каждому найти свой путь к выздоровлению. Галине Владимировне свойственны такие качества, как вдумчивость и доброжелательность, мудрость и аналитическое мышление: Гиппократ считал, что врач – это всегда философ, «ведь нет большой разницы между мудростью и медициной».

Людмила БАКЛАНОВА /фото автора/

Ревматологические заболевания имеют много «масок» – их легко перепутать с другими болезнями, включая онкологию. Но Галина Владимировна Самсонова – один из опытнейших врачей 12-й поликлиники города Тюмени – умеет эти «маски» различать. Она многих поставила на ноги в самом прямом смысле этого слова. О ней говорят – «врач-ревматолог от Бога». Ее добрая улыбка, проникновенный взгляд и оптимистический настрой вселяют уверенность, что выздоровление наступит.

Галина Владимировна, в чем особенность ревматологии, и с какими иными специальностями она находится «в одной связке»?

– Особенность, пожалуй, в том, что ревматологические заболевания коварные, их очень трудно диагностировать, особенно на ранних этапах. Они системные, поражают многие органы, и их симптомы можно легко перепутать с другими болезнями: боли в суставах могут вызывать разные заболевания. Постановка ревматологического диагноза – одна из самых сложных задач, поэтому специалист должен хорошо знать терапию, нефрологию, дерматологию, неврологию, гастроэнтерологию, иммунологию, офтальмологию…. Наука достаточно объемная. Если, например, кардиолог назначил ЭКГ и сразу знает о процессах, происходящих в сердце, то у нас нет таких точных и прямых методов диагностики. Анализы крови, УЗИ и рентгеновские снимки являются лишь вспомогательными. Постановка ревматологического диагноза в большей степени является искусством, чем точным предметом, но это очень интересная, захватывающая специальность.

Согласно федеральному приказу на каждые 30 тысяч населения должен быть один врач-ревматолог, но ревматологов не хватает, о чем свидетельствуют очереди у кабинетов и проблемы с записью на прием. Нагрузка увеличивается, врач торопится. Достаточно ли 15 минут, которые отводятся на осмотр одного пациента?

– Порой, признаюсь, стоит только посмотреть, как пациент входит в кабинет, как садится, двигается, и уже можно предположить круг возможных заболеваний. Но это редкий случай. Осмотр может занять и больше часа, если потребуются консультации со смежными специалистами или другими ревматологами. Дело в том, что у разных заболеваний много сходных черт. На ранних стадиях можно спутать ревматологический диагноз c онкологическим, инфекционным или заболеванием желудочно-кишечного тракта. Во всех этих случаях у пациента может быть повышение СОЭ, серьезные изменения в анализах. Бывает, что мы ставим более точный диагноз спустя год или несколько лет, потому что симптомы появляются постепенно. Во время приема ревматологу нужно учесть много факторов, к тому же очень важен осмотр суставов, на основе которого преимущественно и ставится диагноз. Приходится уточнять обстоятельства болезни: когда появились боли, с какого сустава они начались – мелкого, крупного, поражен ли при этом позвоночник или другие органы? Поэтому 15 минут обычно не хватает.

Сейчас все чаще можно увидеть на улицах людей с тростями единого образца, которые выдаются обычно в реабилитационных центрах инвалидам. Болезни суставов ведут к инвалидизации населения, можно ли этот процесс приостановить?

– Существует всего лишь несколько ревматологических заболеваний, при которых удается полностью излечить больного и избавить его от постоянного общения с врачами. Обычно это артрит, связанный с инфекциями, реактивный артрит – пожалуй, и все. Остальные заболевания, увы, хронические, поэтому есть такое правило: один ревматолог на всю жизнь. Если пациент меняет врача, то трудно разобраться в том, что с ним было ранее и что происходит сейчас. Любая боль или припухлость должны привести человека к ревматологу, причем до применения обезболивающих или противовоспалительных препаратов, которые меняют симптоматику. Если же болям не придавать значения, то через несколько месяцев может быть поражен другой орган, затем еще один. Большие нагрузки на суставы могут приводить к развитию артроза, припухлостям, деформации суставов и ускоренному их разрушению. Хотя этого можно избежать, соблюдая правила лечения, а зачастую пациенты сами мешают улучшению своего самочувствия, отказываясь от приема лекарств или самостоятельно изменяя назначенный врачом курс по чьему-то совету.

Могли бы вы дать несколько общих рекомендаций в лечении этого заболевания?

– К сожалению, нет таких профилактических мероприятий, которые помогли бы избежать развития ревматологических заболеваний или отложить их дебют: первопричины неизвестны, известны только механизмы – аутоиммунное воспаление. Однако ревматология совершенствуется, и за последние 10-20 лет многое изменилось в дозировках препаратов, схемах, комбинациях. Болезни суставов – наиболее тяжело переносимые заболевания. По данным ВОЗ, ими страдают до 20% населения земного шара. Самыми распространенными как раз являются артриты и артрозы. А лечение… оно всегда индивидуально, но ЛФК – умеренная физкультура, могу заверить, всем поможет.

Говорят, «унылый дух сушит кости». Вы согласны с тем, что эмоции исцеляют?

– Это делают и смех, радостные события, и положительный эмоциональный настрой. Я советую: смотрите комедии, смейтесь, пойте, силой воли вызывайте жизнерадостное настроение. Скука подавляет иммунитет. Сон, душ, физкультура или работа по дому как разновидность гимнастики – все это дает здоровье. Чем больше любви в твоей жизни, тем больше энергии ты получаешь и в результате лучше себя чувствуешь. Врач, показывая пример, сам должен быть всегда в тонусе.

С появлением Интернета всё можно узнать о своей болезни, не посещая врача. Самому поставить диагноз и выбрать подходящее лекарство. Насколько опасно такое просвещение, или в нем есть необходимость?

– Элементарные сведения по физиологии, медицине необходимы. Многие не знают, например, как планировать беременность, как ухаживать за своими глазами, не знают, где находятся печень или почки, с удивлением слушают, что нужно делать перерывы за работой перед компьютером. Часто пациенты не могут назвать даже установленный врачом диагноз и лекарство, которое принимали, не читают в инструкциях противопоказания или условия хранения препаратов. С одной стороны, есть самомнение: я сам, с другой – пренебрежительное отношение к себе: ну и пусть. Без консультации с врачом ни в коем случае нельзя принимать лекарства, которые помогли подружке или соседке, без полного обследования диагноз нельзя установить. К примеру, рекламируемые БАДы или средства для похудания могут негативно действовать на иммунную систему, они могут содержать гормональные препараты. А загар – это мощнейший фактор развития ревматологических и опухолевых, онкологических, заболеваний. Загаром нельзя злоупотреблять.

Сейчас всё больше говорят о том, что должен медик. а надо ли призывать пациентов к большей ответственности за свое здоровье?

– Заболел – виноват в первую очередь ты сам. Закаляйся, тренируйся, совершенствуйся, не допускай даже мысли о болезни. Врача обвинить и обидеть не так сложно. Если пациент пришел неопрятный, невнятно говорит из-за жвачки во рту, общается по телефону, то сразу нарушается контакт. Наши обязанности обоюдные, но когда врач и пациент, владеющий полной информацией о состоянии своего здоровья, объединяются, тогда результат непременно будет положительным.


8504