Глядя сейчас на заснеженные окрестности, даже не верится, что эти картины я видел всего каких-то две недели назад. На полях кормились тетерева, набирались сил перед трудной дорогой лебеди, нагуливали жирок на суровую сибирскую зиму косули, где-то в камышовых крепях готовили себе тёплые лежанки кабаны. Не дремали и браконьеры. Но обо всём по порядку.
В охотничье хозяйство «Таволжан», что в Сладковском районе, я прибыл ранним осенним утром. Первый морозец уже попробовал свои силы, но быстро отступил под напором тёплых южных ветров. От выпавшего неделю назад пушистого снежка не осталось и следа. Но птиц эти вестники зимы заставили в срочном порядке отправиться к тёплым берегам. Распрощались с родными краями журавли, утки, гуси. И только лебеди не побоялись задержаться ещё на несколько дней, и теперь они тут и там на жнивье подбирали оставшиеся колоски.
Вместе с охотоведом Сергеем Москальцовым мы едем по угодьям хозяйства. При виде нашей машины самые пугливые лебеди поднимаются на крыло и перебираются на другой край поля. Иные же спокойно провожают нас взглядом, чтобы затем снова приняться за трапезу. У опушек колков то и дело выпархивали стайки тетеревов. Когда я первый раз семь лет назад приехал в «Таволжан», был поражён обилием этих птиц. На деревьях можно было увидеть по сотне, а то и по две пернатых. Потом их поубавилось: сказалась, видимо, работа расплодившихся хищников – лисиц, енотовидных собак. Егерям пришлось изрядно проредить вредителей. Теперь, опять же по моим наблюдениям, численность тетеревов вновь заметно возросла. Осенний пейзаж дополняли пасущиеся у опушек косули и разгуливающие у дорог серые куропатки.
Сергей Петрович меж тем делился новостями хозяйства. Хорошо чувствуют себя завезённые со Смоленщины благородные олени. У маралов нынешним летом появилось 28 телят, и теперь этих переселенцев с Алтая почти полторы сотни. Плодятся кабаны. Чтобы обновить местную породу и предотвратить близкородственное скрещивание, несколько лет назад «Таволжан» завёз из Удмуртии и Смоленщины полсотни вепрей. Подсчёт, проведённый на подкормочных площадках, показал, что численность кабанов в хозяйстве составляет более полутысячи голов. Выделенных лицензий хватило, чтобы удовлетворить всех местных и приезжих охотников, желающих получить порцию адреналина и запастись витаминным мясом.
Однако не все идут в своих желаниях законным путём. Как раз накануне моего приезда в «Таволжане» задержали группу браконьеров. «И в их числе, – подчёркивает охотовед, – Гришечко В.И.». Эта личность стала «известной» ещё четыре года назад, когда он с другими подельниками незаконно отстрелял пять косуль.
Тогда избежать наказания Гришечко удалось благодаря целенаправленной волоките следователей (за это они сами после настойчивых обращений газеты в вышестоящие инстанции были привлечены к дисциплинарной ответственности). И вот опять инцидент с его участием. В этот раз лицензия у Гришечко была, но на общедоступные охотничьи угодья, а он пошёл добывать кабана с браконьерской засидки на территории приписного хозяйства. Ещё одно нарушение – ружьё у Гришечко оказалось заряжено картечью, а стрелять кабана допускается только пулей. «Сотрудники Службы охраны животного мира составили протокол, сейчас оперативники разбираются», – подытожил Москальцов.
Мы поспешили вернуться на базу. Вечером охотоведу предстоит рейд по угодьям: именно в это время браконьеры выходят на промысел.



