Продолжение. Начало в №№ 206 и 207.
Этот разговор автор записал в Институте транспорта Тюменского государственного нефтегазового университета. Но на кафедре, которая занимается трубопроводным транспортом. Все равно транспорт сродни автомобильному, железнодорожному, водному, авиационному, хотя объекты доставки – нефть и газ. Те же графики, расписания, тот же остаточный ресурс. А вот здесь же, в институте, старший товарищ уже знакомых читателю ассистентов, то есть доктор технических наук, профессор А. Закураев, занимается в числе прочих проблем трубопроводом, транспортирующим … пассажиров. Аслан Фуадович подробно рассказал о проекте на заседании круглого стола, на котором присутствовал широкий круг строителей автомобильных дорог, представителей властных структур, научной общественности.
Подробности излагать не станем, а просто процитируем фрагмент из документа, предоставленного правительству Тюменской области. Итак, внимание. «Трубопроводная надземная транспортная система включает: прокладку оптимальной универсальной трубопроводно-пассажирской трассы между деловыми, общественными и крупными жилыми комплексами и центрами мегаполиса, обеспечение связи радиальных станций традиционного метрополитена. А также новых развивающихся микрорайонов с особо сложными территориями, интермодальных станций и аэропортов для скоростной адресной доставки деловых людей, других жителей, туристов, бригад скорой помощи, оперативных работников, детей, инвалидов, пожилых людей, почты и малопартионных скоропортящихся грузов.
…Трасса прокладывается на высоте порядка 10 метров, т.е. выше всех городских коммуникационных и основных рекламных инфраструктур. Система автоматизированной транспортировки позволяет заказывать одно-, двух-, шестиместные флекс-капсулы. …В числе возможных источников энергии могут быть: вакуумная, солнечная энергия, система магнитной левитации».
– Почему бы нет? – прокомментировал ведущий круглого стола, заместитель начальника Управления автомобильных дорог Тюменской области О. Иванов. – Живем в век технического прогресса. Давно ли по ночам занимали очередь в пункты международной телефонной связи? Ныне ребятишки в детский садик ходят с сотовыми аппаратами. Космос мигом соединит вас с любой точкой мира.
С этим я и пришел к заместителю директора Института транспорта по науке И. Анисимову.
–Действует Международная ассоциация пассажирского трубопроводного транспорта, есть идея создания подобной трассы по маршруту Лондон – Нью-Йорк, – пояснил автора Илья Александрович.
Но я поспешил спуститься с небес на нашу грешную землю. То есть к сверхнизкой зарплате педагогов вуза. И собеседник тут же переменил тему:
– У нашего университета бюджет – не у каждого города есть. Но бюджет не резиновый. Тотального повышения зарплаты преподавателям, которые хотели бы сидеть тут и заниматься исключительно учебной работой, – такого не будет. Сейчас имеется много возможностей, чтобы заработать в рамках научного процесса. Есть огромное количество грантов, конкурсов, федеральных целевых программ Минобразования, других структур. Получишь грант – и весомая часть идет на зарплату. Преподаватель вуза с интересными мыслями и идеями всегда может реализовать их на деле: сам заработает и товарищам поможет. Правда, многие в это не верят. Ждут у моря погоды.
Тут пора сказать пару слов о самом Илье Александровиче. Он получил грант от Президента РФ – единственный в Тюменской области по технической направленности. Свою идею воплотил в металле. Даже показали в Санкт-Петербурге на выставке конгресса, прошедшего в сентябре этого года под эгидой Федерального собрания РФ, Ассамблеи стран СНГ, ГИБДД РФ. Научной разработкой заинтересовались не только отечественные регионы, из Казахстана шлют заявки. Пришлось открыть при университете предприятие, конкретно: ООО НПП «НефтьТрансТех».
Тезисно объясню суть разработки. На улицах городов опасны для жизни так называемые нерегулируемые пешеходные переходы, то есть без светофоров. Они обставляются дорожными знаками, но, как правило, водители их не замечают: транспортный поток велик, обзор загораживают габариты машин… И вот попадают горожане под колеса. Конечно, можно оборудовать переходы светофорами, но, во-первых, это удовольствие весьма дорогое, во-вторых, создают пробки. Все гениальное просто: в дополнение к знакам над дорогой на кронштейне установили желтые огни: едва пешеход ступил на бордюр, как датчик включает огни. Они очень яркие, ночью контрастно освещают пешехода. Автор наблюдал за работой прибора на переходе у Дома обороны – я простоял здесь ровно 6 часов: действуют, как в аптеке!
Окончание следует.



